Взгляд

А можно без принудиловки?

26 октября

Диалог власти и общества пока получается плохо. Зато хорошо возникают и разрастаются конфликты, причём буквально на ровном месте. Кто переломит эту традицию?

В Москве резко повысили тарифы за эвакуацию неправильно припаркованных машин. Обещают до конца года вчетверо увеличить число эвакуаторов. (О том, сколько добавят парковочных мест, не сообщается.) За вызволение легковушки теперь придётся платить 5–7 тысяч плюс три тысячи штрафа за неправильную парковку. И это ещё по-божески. Недавно интернетно-автомобильный мир обсуждал установленную вологодским мэром оплату пребывания машины на штрафстоянке: 565 рублей в час! Хоть плачь, хоть смейся, хоть убейся – всё по закону: правила в этой сфере устанавливают местные власти.

На этом фоне петербургская власть выглядит весьма гуманно. Недавно Смольный подготовил законопроект, предусматривающий наказание владельцев штрафплощадок за нарушение правил транспортировки и учёта неправильно припаркованных автомобилей.

Но в целом проблемы это не решает. Любая принудиловка вызывает неизбежные перекосы и социальные напряги. Ну, например, если водитель вернулся к машине в момент её погрузки, по всем международным правилам её не должны эвакуировать. В России это скандал до драки или выкуп за приличную сумму. Часто эвакуатор, выколупывая машину, мирно в ряду других стоящую у тротуара, сам надолго создаёт помехи движению. А всё потому, что такая прыть эвакуаторов имеет реальной целью не торжество порядка на дорогах, а банальный сбор денег.

И вот новость: петербургский программист и социальный инноватор Владимир Самохвалов создал систему, позволяющую инспектору ГИБДД предупреждать водителей-нарушителей эсэмэсками о нависшей над их машинами опасностью. С этой целью создан специальный сайт. (Для городских властей и ГИБДД его услуги бесплатны, а водители платят небольшую сумму при регистрации.) Итак, водителю предоставляется десять минут, чтобы вернуться к автомобилю и перепарковать его. При этом штраф за административное правонарушение он заплатит. Но эвакуации автомобиля, равно как и связанной с этим психологической травмы, сумеет избежать.

Люди готовы заплатить штраф, они против поборов и несправедливости. И власть имущие должны быть против, если, разумеется, не рассматривают ту же принудительную эвакуацию как способ свою власть употребить да ещё заработать на этом.

Однако у нас преобладает такой стиль отношений, когда власть видит в гражданах шкодливого врага и, вместо того чтобы найти взаимоприемлемый вариант решения проблемы, норовит опустить их лицом в асфальт. Самый свежий пример – так называемая реформа государственных академий наук, совершённая внезапно, «без объявления войны». Об этом уже писано-переписано, потому затрону лишь одну коллизию. С академиками вполне можно было договориться, что сделал Ленин в 1921 году, а не плодить недоверие к власти у сотен тысяч лояльных учёных. Тогда коммунисты-фанатики призывали разрушить академию как тяжёлое наследие царского режима. Но её непременный секретарь Сергей Ольденбург через Горького добился встречи руководства Академии с вождём революции. Как вспоминал Горький, Ленин был очень доволен той встречей, говорил, что учёные умные и приятные люди, хорошо формулируют, точно понимают, что от них требуется.

Вы не задумывались, почему конфликты власти и граждан чаще всего развиваются у нас по худшему сценарию? Почему мы не доверяем друг другу? Почему нам так редко удаётся найти общий язык? Несколько месяцев жители МО «Пискарёвка» протестовали против застройки детской площадки на проспекте Науки, 44. Отсылали жалобы и открытые письма во все инстанции, собирались на митинги. Чиновники вроде вняли их призывам и обещали остановить работы, но ничего подобного – строители уже готовы были спиливать деревья и сносить детский спортинвентарь. И тогда люди перекрыли проезжую часть своего проспекта, создав реальную угрозу общественной безопасности. Их просто вынудили выбрать силовой вариант решения проблемы, чтобы быть услышанными. Лишь после этого власти обещали найти для застройщика альтернативный вариант.

Вернусь к теме эвакуаторов. Естественно, чтобы предупредительная система заработала, нужна добрая воля ГИБДД. Разработчики сайта разослали свои предложения администрациям 60 крупных городов России и ждут ответов. Это сам по себе социальный эксперимент: найдётся ли в массиве чиновников сильное звено, способное оценить автодорожную инновацию? Пока же эта инновация зарегистрирована на сайте «Российская общественная инициатива». Поддержат её 100 тысяч человек – вопрос будет рассмотрен профильным комитетом Госдумы, а значит, появится шанс законодательно обязать ГИБДД принимать меры к уведомлению водителей о предстоящей эвакуации. Вот он, цивилизованный подход!

Да, учиться разговаривать и договариваться трудно, очень трудно. Но это не призыв кота Леопольда, от принудиловки изрядно пострадавшего, а необходимое условие стабильного, без толчков и перекосов развития общества.

Аркадий Соснов, журналист
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+2
Облачно