Мнения и комментарии

А теперь мы попробуем взлететь…

23 июня

Театр на Васильевском оказался в числе редких российских коллективов, поставивших известную комедию Луиджи Лунари «Трое на качелях».

Несколько лет назад на малой сцене Театра на Васильевском режиссёр Руслан Нанава сделал спектакль «ART» по пьесе Ясмины Реза, в котором была занята та же примечательная компания актёров (Арсений Мыцык, Роман Зайдуллин, Булат Шамсутдинов), что и нынче. Да и тема была затронута та же: мысль о кажущейся несхожести, нелогичности людей, уверенных в своей непогрешимости (но лишь до первого звоночка), явно волнует режиссёра по-прежнему.

Аналогия пьесы Лунари с пьесой Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями» очевидна: три героя, находящиеся в неопределённом месте, ожидают каждый какой-то своей назначенной встречи, строя гипотезы относительно ситуации, в которую они попали. Явление четвёртого героя (как и у Сартра, это обслуга, но не коридорный, а уборщица) позволяет читателю и зрителю толковать происходящее однозначно: трое чудаков давно уже не относятся к числу живых…

Благодаря художнику Николаю Слободянику загадочное помещение, в котором оказываются герои, перспективой салона самолёта (по семь сидений с каждой стороны широкого прохода-подиума) уходит в глубь сцены – к красной занавеске, за которой находится помпезный унитаз, а каждое самолётное сиденье снабжено… рукомойником и банной шайкой. Двери, в которые герои войдут, а затем попытаются в финале через них выйти из навсегда замкнувшегося пространства, здесь условны – их попросту и не существует…

Типы, одетые в смешные фраки (художник по костюмам – Валерия Дергачёва), карикатурны: один пузат, другой горбат, а третий избыточно усат. Уже первое явление троицы, обряженной в противогазы (это отзвук будто бы идущих за окном экоучений), выносит зрителю суть каждого: у Профессора резиновая часть противогаза снабжена гипертрофированным «мозгом», у Промышленника-плейбоя – кроличьими ушками, у вояки Капитана – римским нашлемным гребнем из перьев. Характеры подтверждаются словами, интонациями, мимикой, даже смехом, который построен лишь на одном повторении звука «а». «Профессорский» смех Зайдуллина напоминает тявканье маленькой собачки. По-лисьи нахален отрывистый смешок манерного ловеласа в исполнении Мыцыка. Трубно громогласен и гортанен солдафонский смешище Шамсутдинова. Герои препираются, спорят ни о чём, играют в карты, оправдывая любой намёк на потусторонность места их пребывания… Хотя одного холодильника, исполняющего вкусовые пожелания троицы (не последние ли?), уже хватило бы для серьёзного размышления о том, на что потрачена жизнь.

Они не ангелы, но и не негодяи – за каждым из них есть грехи, которых они не желают признавать. В богобоязненности до явления корпулентной Уборщицы – Анны Захаровой их обвинить нельзя. Но существо, работающее, подобно Богу, по шесть дней в неделю, имеющее мужа-плотника и уверенное, что без него «всё остановится», неожиданно смутит их. Наушники на голове Уборщицы, так и норовящие обернуться нимбом, заставляют троицу замельтешить, занервничать, почувствовать себя на качелях сомнения и начать перебирать причины и следствия. Они даже отважатся на помощь женщине, присутствие которой мало озаботило бы их за пределами условного чистилища, выхода из которого они не смогут найти…

Сартровский экзистенциализм, который можно усмотреть в тексте Лунари, оборачивается у Нанавы философским фарсом. Режиссёр вместе с автором смеётся над человечеством, давно лишившимся райской перспективы из-за отсутствия потребности в критической самооценке. Утилитарность, душевная лень, пустословие и неверие в божественное вряд ли когда ещё позволят нам взлететь. Как в том старом анекдоте…

 

Екатерина Омецинская, театральный обозреватель
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.59
0.017 (0.02%)
Курс Евро
100.27
0.142 (-0.14%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+8
Ясно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь