Культура

«Адмиралъ»: великое чувство на фоне величайшей катастрофы

17 октября
В кинотеатрах всей страны продолжает идти самая громкая премьера осени, фильм «Адмиралъ», главные герои которого – Александр Колчак и его возлюбленная Анна Тимирева. Это история необыкновенной любви на фоне Первой мировой, революций 1917 года и Гражданской войны. Фильм по сценарию Владимира Валуцкого и Зои Кудря снял Андрей Кравчук, петербургский режиссер, самой известной из работ которого была пронзительная картина «Итальянец», получившая приз Берлинского кинофестиваля и еще более десяти высоких наград.
«Адмиралъ» по нынешним меркам снимался очень долго –  полтора года –  в Москве, Петербурге, Выборге, Севастополе, Нижнем Новгороде, Иркутске, на Кругобайкальской железной дороге. Великолепные специалисты по компьютерным технологиям, например, затратили на съемки 12-минутной сцены морского боя около месяца, но в итоге бой оказался абсолютно реальным, ничто не выдает его смоделированности. Но не искусство компьютерщиков и монтажеров, к эффектам которых мы в последнее время привыкли, не даже звездные актеры Константин Хабенский (адмирал Колчак), Анна Ковальчук (жена Колчака Софья), Сергей Безруков (генерал Каппель) и восходящая звезда Елизавета Боярская (Анна Тимирева), не тем более реклама, довольно агрессивная и этим даже отпугивающая, сделали фильм очевидным кинематографическим событием. Что же тогда? Вот как рассуждает о замысле ленты, его воплощении и о первых откликах на свое произведение режиссер Андрей Кравчук:
– Мы не хотели делать историческое кино. Мы хотели рассказать историю двух людей в обстоятельствах геополитической катастрофы, которая коснулась всего: человеческих взаимоотношений, традиций и устоев. И как же тяжело было сохранить в этих условиях человеческое достоинство, сберечь любовь. И еще хотелось поговорить о патриотизме в истинном, изначальном смысле этого слова. Потому что сейчас на это понятие чаще всего реагируют так: «Патриотизм? Какой еще патриотизм, ты что, с ума сошел? Ты хочешь, чтоб моего сына в армию забрали?» А я был потрясен и судьбой Колчака, и судьбой генерала Каппеля – с каким неистовством они служили Родине! Для Колчака было страшным потрясением, когда после Февральской революции матросы стали разоружать офицеров, возникла анархия. Ведь шла тяжелейшая для России война, и нужно было отдавать все силы спасению страны. А заключение большевиками в 18-м году Брестского мира вызвало у него чуть ли не истерику, потому что адмирал посчитал его величайшим предательством. Трагедия Колчака заключалась в том, что он был плохим политиком. Провозгласив себя Верховным правителем, он не смог, что называется, создать команду, прислушивался к самым разным мнениям, не сумев выработать собственную стратегию борьбы. И опыта ведения войны на суше у него не было. В этом главные причины его проигрыша…
Трудно было отбирать исполнителей даже самых эпизодических ролей, особенно ролей белых офицеров. Ведь даже по фотоснимкам людей начала прошлого века видно, что у них совсем другие лица, видно, что это люди со своим мировоззрением, они самодостаточны, они все разные. А теперь, глядя на фото женщины, чаще обращаешь внимание на слой косметики, чем на черты лица, мужчины, особенно бизнесмены, тоже какие-то стереотипные, усредненные... Но и Константина Хабенского, и Лизу Боярскую мы утвердили не сразу, а после длительных и очень серьезных проб. И я рад, что моя хорошая знакомая после просмотра фильма сказала: «Я увидела такую чистую любовь, о которой я мечтала всю жизнь»...
Однако некоторым критикам «Адмиралъ» показался интересным вовсе не  из-за любовной  линии, которую они посчитали «конфетно-карамельной», а из-за того, что  картина доказывает – любой порядок в России, даже плохой, лучше, чем его разрушение. Другие же критики обвинили создателей фильма в крайней однобокости, дескать, Колчак был жесток, губил людей почем зря, а об этом в фильме ничего нет. Режиссер на эти упреки отвечает так:
–  О Колчаке многие говорили как о злодее, даже называли его английским шпионом. Да, Колчак был жесток и непримирим к врагам, но покажите мне документы, которые неопровержимо свидетельствуют, что именно он отдавал приказы о массовых расстрелах, уничтожении целых деревень? И после своего ареста на допросах он утверждал, что приказов о поголовном  истреблении противников не издавал, но не отрицает своей вины за то, что такие трагедии происходили. Дело в том, что большинство приказов о расстрелах принимались военными трибуналами, состоявшими из 3–4 человек прямо на месте сопротивления, и Колчак о них просто не мог знать. А вообще, зверства творились обеими сторонами ужасные. И я думаю, что кошмарная бессмысленность братоубийственной войны в нашем фильме достаточно четко показана.
Что касается любви Колчака к Анне Тимиревой, то эта любовь для него была очень серьезным испытанием. Колчак не пытался устроить свою жизнь так, что вот тут у него надежная супруга с ребенком, а вот здесь обожаемая девушка, и он делит себя между ними. Он очень любил Анну, но пытался уйти от этой любви. Поэтому, наверное, Тимирева и называла его «химерой в адмиральском мундире» – возлюбленный от нее все время ускользал, он стеснялся своих чувств. Но все они – в сохранившихся письмах к Анне, так же как и ее чувства в письмах к нему. Анна Тимирева действительно попросила арестовать себя вместе с адмиралом, после его расстрела она провела в тюрьмах и ссылках более 30 лет. Она пронесла свою любовь через всю жизнь. На склоне дней Анна Васильевна поработала консультантом по этикету на съемках фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», запечатлена в нем в эпизоде, и когда я прочитал об этом, сразу понял: это я и сделаю финалом моей картины... И если многие зрители уходят из кинозала со слезами на глазах, значит, мы добились цели, сумели взволновать людей, которые так мало знают о героях и событиях тех давних лет...
Знают об этой страшной странице отечественной истории молодые люди действительно крайне мало, если знают вообще. Андрей Кравчук рассказал, что одна девушка написала в интернетовском отклике на фильм о том, как она к середине его начала подозревать: а ведь Колчака могут расстрелять. Да что там, сегодняшние подростки не в шутку, а всерьез называют Буденного лошадью Ворошилова, а Чапаева – героем войны 1812 года. Отчасти поэтому доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа Юлия Кантор взялась составлять и редактировать энциклопедию фильма «Адмиралъ» – первую подобную книгу в истории российского издательского дела. Это роскошное издание, в котором напечатано много кадров из  фильма и архивных фотографий, разъясняет тридцать три  опорных сюжета ленты. Из исторических эссе становится понятным, какой была минная война на Балтике в годы Первой мировой, что представляла собой база российского флота в Гельсингфорсе, чем славился в начале прошлого века Черноморский флот, командующим которого был адмирал Колчак, какими были взаимоотношения адмирала и Керенского...
– Когда мне предложили эту работу, я испугалась, – говорит Юлия Кантор. – Боялась, что фильм станет исторической клюквой. Но все сомнения развеялись после того, как мои коллеги, ставшие соавторами книги – Сергей Чернявский, военный моряк, заместитель начальника Центрального военно-морского музея по научной работе, и  Александр Дыдыкин, подполковник запаса, заведующий отделом «Главный штаб» Эрмитажа, – посмотрели рабочий вариант фильма. И сказали, что аплодируют ему... Я считаю, что картина эта важна еще и потому, что тинейджеры просто так не станут читать исторические монографии о Колчаке, как и о любом другом герое Гражданской войны. Но, посмотрев фильм, наверняка хоть часть их заинтересуется, что же это были за люди, и захочет узнать о них больше.
Андрей Питерский
Курс ЦБ
Курс Доллара США
99.61
0.26 (-0.26%)
Курс Евро
103.94
0.289 (-0.28%)
Погода
Сегодня,
26 декабря
четверг
+4
Облачно
27 декабря
пятница
+1
Облачно
28 декабря
суббота
+2
Облачно