Экономика

А ГАЗ не для вас

25 июня
Владельцы ОАО «Группа ГАЗ» объявили, что в ближайшие два-три месяца на горьковском автозаводе сократят до 7,5 тысячи человек из оставшихся 40 тысяч рабочих. Это будет уже третья кризисная волна увольнений: за последние 11 месяцев на ГАЗе потеряли работу свыше 25 тысяч человек.
Работники нижегородского конвейера жгуче завидуют своим коллегам из Тольятти. Правительство России всегда обласкивает рублем именно АвтоВАЗ. За 17 постсоветских лет, например, на счета автомобильного гиганта поступило свыше 10 миллиардов долларов в виде льготных кредитов и государственных дотаций. Однако эти деньги шли куда угодно, но не на техническое перевооружение. Ведь конструкция той же «Самары» остается практически неизменной с 1985 года, когда ВАЗ-2108 встал на главный конвейер, а классическую «семерку» с допотопным карбюраторным двигателем штампуют без изменений с 1982 года. Напомним, что заметная модификация уважающих себя автомобилей за рубежом происходит каждые три-четыре года…
Правительство РФ признает порочность автомобильных дотаций своему любимому детищу, но помнит и другое: на тольяттинском заводе работает чуть ли не половина трудоспособного населения этого города. Это свыше 100 тысяч человек, а с членами их семей – все 400 тысяч. Поэтому финансовая игла вкалывается АвтоВАЗу не по экономическим, а по социальным причинам.
Очередная безвоздмездная субсидия из федерального бюджета в размере 25 миллиардов рублей поступила на счета производителей «Жигулей» в 2009 году. Правда, президент ОАО «АвтоВАЗ» пообещал переналадить конвейер на производство современных моделей, «слизав» их у своих партнеров и акционеров из Renault.
Привилегированным положением «жигулевцев» недовольны их коллеги с горьковского автозавода. Во-первых, завод в 2009 году получил «копеечные» по сравнению с конкурентами субсидии из федерального бюджета. Во-вторых, за последние 12 месяцев численность персонала на ГАЗе сократилась с 65 тысяч человек до 40 тысяч. После новой, июльской волны увольнений в штатном расписании производителей некогда самых престижных в стране «Волг» останутся только 32,5 тысячи мест. Итак, за один только календарный год личный состав нижегородского предприятия работодатель урезал сразу на 50 процентов! Однако правительство РФ «разруливать» тяжелую социальную ситуацию на ГАЗе не торопится и вряд ли будет делать это вообще, так как для города-миллионера Нижнего Новгорода автозавод не является градообразующим предприятием. Местный губернатор Валерий Шанцев уже пообещал уволенным рабочим «посодействовать в трудоустройстве».
Словом, к заводу из Самарской области руководители страны относятся куда благосклонней, чем к автопроизводителям из Нижнего Новгорода. Возможно, потому, что главным акционером ВАЗа является силовой «Рособоронэкспорт», а ГАЗа – бизнес-империя «гражданского», сильно потрепанного мировым экономическим кризисом олигарха Олега Дерипаски. Да и объемы производства у предприятий несопоставимы. В прошлом году конвейеры произвели 620 тысяч «Жигулей» и менее 100 тысяч «Волг». Другое дело, что и те и другие автомобили не пользуются спросом: на заводских складах в Тольятти и Нижнем Новгороде еще пылятся запасы прошлогодней продукции.
Такое возможно только в российской экономике: обремененный экономическими (долги – 45 миллиардов рублей) и социальными проблемами ГАЗ не пытается их решить, а участвует в громких международных сделках. Месяц назад (сделка будет окончательно завершена в июле 2009 года) 35-процентный пакет компании «Опель», который принадлежит европейскому подразделению «Дженерал Моторс», приобрел отечественный Сбербанк.
Индустриальным партнером по ней выступил ГАЗ – он готов отдать под производство моделей «Опель» свои мощности, на которых пока выпускается почти невостребованный рынком из-за невысокого качества и высокой (свыше 350 тысяч рублей) цены автомобиль Volga Siber.
Нижегородцы мечтают создать на мощностях ГАЗа совместное предприятие по производству российского «Опеля». Валерий Шанцев объявил, что через 3–4 месяца сборка популярной немецкой машины на нижегородском конвейере может стать реальностью. По мнению губернатора, это очень хорошо: местные рабочие научатся работать по-европейски, выпускать конкурентноспособную продукцию. Но, как известно, российские умельцы от автопрома сумеют испортить любую технологию, что и произошло в свое время на ВАЗе, когда Тольятти покинули итальянцы из «Фиата».
На купленный Сбербанком и австро-канадской корпорацией «Магна» немецкий «Опель» уже «положили глаз» два российских автозавода. Кроме ГАЗа в производстве товарной линейки «Опеля» заинтересован петербургский завод «Дженерал Моторс». И у него куда больше оснований на техническое наследство немцев, чем у нижегородцев, так как предприятие в промзоне «Шушары» не просто «индустриальный партнер» с размытыми полномочиями. Питерская площадка принадлежит европейскому подразделению GM, в состав которого весь «Опель», собственно, и входит.
Сейчас завод в Шушарах производит достаточно дорогие, около 30 тысяч долларов за экземпляр, кроссоверы Chevrolet Captiva и Opel Antara. Глава Сбербанка Герман Греф не исключает, что еще до конца 2009 года на конвейер встанет более демократичная по цене модель Opel Astra. Сергей Ростов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+3
Умеренный дождь
27 апреля
суббота
+9
Слабый дождь
28 апреля
воскресенье
+9
Ясно