Культура

«Актёр – это пластилин»

23 апреля

Алиса Гребенщикова – о том, что подорвало её веру в себя и что помогло эту веру восстановить

Каждый раз, когда встречаешься с хрупкой, воздушной актрисой театра и кино Алисой Гребенщиковой, не знаешь, что от неё ожидать. Она мастер удивлять и своими образами, и своей готовностью к переменам в жизни. Она бросила МХАТ им. М. Горького, чтобы сыграть у малоизвестного режиссёра Джульетту. Сегодня она больше известна по работам в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Fm и ребята», «Ундина», «Лучший город земли». Вся страна следила за её успехами в проекте «Ледниковый период». Сейчас у Алисы настал новый период в её творчестве, результат которого она представила на российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине.

– Алиса, я обратила внимание, что вам свойственно резко менять свою жизнь. Например, вы много лет в юности увлекались журналистикой, печатались в газете, а потом вдруг поступили на актёрский.

– Думаю, что это судьба меня привела за руку в театральный институт. Совет попробовать поступать туда я получила на Малом факультете журналистики. Правда, мне предлагали идти не на актёрский факультет, а на театроведческий, потому что там для моего гуманитарного ума более интересная программа. Со стороны кажется, что это резкая перемена – от журналистики к театру. Но на самом деле это разные грани моей эмоциональной, любознательной и жаждущей приключений натуры. Мне очень интересны люди и слово – это то, что меня увлекает всю жизнь. Сначала этот интерес воплощался в журналистике: я беседовала с людьми, записывала интервью, а потом беседу превращала в текст. В актёрской профессии тоже необходимо быть внимательным к людям, наблюдательным, и неплохо, если ты умеешь формулировать мысли и проникать внутрь текста для того, чтобы понять мотивы поступков персонажа.

– Второй раз вы сделали резкий поворот и непростой для себя выбор, когда ушли из МХАТа на телевидение, в сериал.

– Всё это было органично. Но вы пропустили ещё один резкий скачок, который я действительно сделала. Я всю жизнь увлекалась музыкальным театром, балетными спектаклями. Всю учёбу в театральном институте я свободное время проводила в зале и за кулисами петербургского театра Музыкальной комедии, на некоторых спектаклях была по 20–25 раз. А потом вдруг, получив диплом, ушла работать во МХАТ. Это удивило и моих педагогов, и однокурсников – всех, кто меня знал. Но мной двигала та же жажда познания. После того как я в чём-то осваивалась, мне хотелось идти дальше. МХАТ был для меня прекрасной школой. Я играла на одной сцене с замечательными артистами, первыми выпускниками театральной школы-студии МХАТ. Это колоссальный опыт. В том числе – работа на огромный зал, вмещающий 1200 зрителей (в среднем театральные залы бывают на 400–600 мест). Большая сцена диктует свои правила. Я с удовольствием стала их принимать, и всё это в дальнейшем пригодилось, когда я начала работать в антрепризных спектаклях, которые часто показывают именно на больших площадках. Дальше не было никакого резкого рывка. Потому что я не на телевидение уходила из МХАТа, а к театральному и кинорежиссёру Михаилу Шевчуку, который ставил «Ромео и Джульетту» – драматический спектакль с пластическим уклоном. Я играла Джульетту. Конечно, это роль, о которой мечтают многие актрисы. И нужно успеть её сыграть вовремя, потому что к тридцати это уже сложно сделать. Это серьёзная роль, требующая и погружения, и драматической отдачи, и серьёзной репетиционной работы. Я не могла не согласиться. Помню, как некоторые зрительницы спрашивали: «А Джульетту откуда взяли? Из цирка?» Потому что там было много акробатики, движения, танцев, современной хореографии. Для меня это тоже был бесценный опыт. Такое ощущение, что я всё время накапливаю опыт. В разных сферах. Поэтому мой уход из МХАТа был связан с поиском новых возможностей, поиском себя.

– Тогда участие в телепроекте «Ледниковый период» – само собой разумеющийся шаг. Потому что здесь соединились и музыка, и пластика, и, конечно, новый опыт катания на коньках. Это что-то добавило в вашу копилочку и пригодился ли вам этот опыт?

– Это мой самый любимый проект, и откликнулся он во мне самым неожиданным образом. Вы правы, тут соединилась и пластика, и музыка, и преодоление себя, что мне очень нравится, и обучение новому. Но самое главное – я была одним из соавторов наших номеров. Моим первым партнёром был Алексей Тихонов, а нашим тренером был Илья Авербух. Это было очень интересное сотрудничество, потому что Илья разрешал предлагать. Я приносила музыку, предлагала идеи. Ребята не всегда сразу в них верили, но потом соглашались, потому что я по-другому смотрела на фигурное катание: я его использовала как способ выражения мысли. И я рассказывала ту же историю, но используя своё выразительное средство. Для Лёши и Ильи это тоже был интересный опыт. Как он во мне откликнулся? Я поверила в себя и свои силы. И за это «Ледниковому периоду» я очень благодарна. С него для меня начался новый отсчёт. Я решила делать только то, что мне нравится, даже если это и не всегда удаётся. Нужно находить в себе силы, чтобы преодолевать препятствия, быть сильнее обстоятельств и верить в то, что ты победишь. Я набралась веры на «Ледниковом» и теперь активно пользуюсь тем, что получила. Мы с актрисой московского театра «Практика» Юлией Волковой сами придумали и воплотили новый музыкально-поэтический проект «Капель», в котором я читаю стихи, а Юля поёт песни из репертуара Майи Кристалинской, Анны Герман в сопровождении фортепиано. Кроме этого я записала аудиокнигу детских сказок Сергея Козлова. Их с удовольствием, «не дыша», слушает и взрослая аудитория.

– А чем была подорвана вера в себя?

– Артистов воспитывают, как и спортсменов, в строгости, держат в ежовых рукавицах. Ленинградская театральная школа особенно этим славится. И, наверное, это правильно. Актёр – это прежде всего пластилин, хороший исполнитель. Гораздо проще работать с людьми, которые задают меньше вопросов, сами умеют работать над материалом, но не навязывают свою точку зрения и слушаются режиссёра, как идола. Это правильно. Но для того чтобы это в голове у артиста отложилось, он проходит череду не самых приятных процедур. Процесс обучения начинается с того, что актёра ломают, чтобы заново построить. Ни для кого не секрет, что было немало сломанных актёрских судеб. И актёра так воспитывают, чтобы он находился в своей колбочке – как китайским девочкам пеленают ножки, чтобы нога не выросла. Кому становится тесно в рамках своей актёрской профессии, тот уходит из неё. Мы знаем много примеров, когда актёры становились режиссёрами, продюсерами. Или вообще уходили в другую сферу, не связанную с искусством. Ведь на актёрский поступают в юном возрасте, когда в голове много ложных мотиваций. Девочки хотят стать актрисами, чтобы носить красивые платья. И это прекрасно, я сама люблю красивые платья, но должно быть что-то ещё.

– Вы получили приз имени Фаины Раневской за лучшую комедийную роль в фильме «Человек в футляре, человек в пальто и человек во фраке» режиссёра Элины Суни – это авторское кино…

– Фильм чудесный. Жаль, что государство не поддерживает прокат таких фильмов. Должны быть кинотеатры для проката некоммерческих картин и деньги на то, чтобы зритель получал информацию о них. Картин интересных выходит много. Например, год назад на кинофестивале в Гатчине я посмотрела прекрасный фильм Александра Карпиловского «Частное пионерское». Я, взрослый человек, рыдала, несмотря на то что фильм про детей. Жаль, что многие хорошие работы не доходят до зрителя, и это преступление государства против своего народа. Но с этим сложно бороться. Как бы я ни болела за своих товарищей и за хорошее кино, мне сложно что-то изменить.

 

Беседовала Елена Серова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+7
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно