Спецпроект

Анатомия атомного ледокола

22 май

Корреспондент «НВ» Никита Рубцов передает с борта ледокола «Россия», который движется к Северному полюсу на помощь полярникам.

Наша экспедиция находится в зоне толстых льдов, пройдено около двух третей 2000-мильного пути. «Россия», разрывая толщу льдов, ведет себя великолепно. Этот атомный ледокол заслуживает отдельного рассказа. Несмотря на то что скоро судно будет отмечать 25-летний юбилей, оно до сих пор является одним из флагманов российского ледокольного флота. Специально для корреспондента «НВ» небольшую экскурсию по кораблю провел второй помощник капитана «России» Константин Келарев…

Ходовой мостик – мозг ледокола

…Ледокол «Россия» построили в Ленинграде за два года и спустили на воду в 1983-м. Еще два года заняли ходовые испытания. И вот в декабре 1985-го над ледоколом торжественно подняли государственный флаг.
Технические параметры судна впечатляют: длина – 150 метров, ширина – 30, максимальная осадка – 11 метров, а расстояние от киля до самой верхней точки – 57. Это почти 20-этажный дом!

– Вот здесь расположен мозг всего ледокола, – обводя рукой ходовой мостик начинает рассказ Константин Келарев. – Именно с мостика идет управление всеми судовыми службами, здесь выбирается наиболее оптимальный маршрут.

На мостике столько различных навигационных устройств, мониторов и приборов управления ледоколом, что глаза разбегаются. Как рассказал Константин Келарев, здесь круглосуточно находятся несколько человек. Несущий вахту матрос управляет судном, а вахтенный помощник сверяется с курсом и раздает команды. Причем отдать приказ с мостика он может практически любому члену экипажа – даже главному механику, отвечающему за работу турбин. Единственный человек, который может отменить приказ вахтенного помощника, – сам капитан «России» Александр Спирин.

Радиорубка – уши и голос

За ходовым мостиком расположена радиорубка. Это – уши и голос ледокола.

– На нас завязаны все средства связи, – говорит помощник капитана по радиоэлектронике Владимир Лебедев. – Это и радиостанции, и системы локации, эхолоты, контролирующие глубины и окружающую обстановку.

Владимир Александрович – личность уникальная. На ледоколах он работает с 1978 года, а в 1985-м был одним из членов первого экипажа «России». И хотя ему пришлось долгое время работать на других судах, в радиорубке «России» он с самого начала знает каждый уголок.

– Раньше в этом подразделении трудились шесть человек, – продолжает Владимир Лебедев. – Но сейчас средства связи не сравнить с тем, какими они были четверть века назад. Так что справляемся и вдвоем – я и инженер по радиоэлектронике. Впрочем, появились и новые обязанности – обслуживание ледокольной компьютерной сети, например.

Как признался Владимир Лебедев, в свободное от работы время о приборах связи он даже не вспоминает, хотя среди его коллег есть настоящие радиолюбители, которые и в отпуске постоянно возятся с радиостанциями.

– Самый лучший отдых – поехать на родину, на Новгородчину, – мечтательно улыбается связист. – Там сад, огород, грибы, ягоды. А главная моя радость сейчас – внуки. Их у меня трое. Мне ведь уже 59 лет. Знаю, что по мне этого не скажешь. Но Арктика – это такой холодильник, в котором мужчины прекрасно сохраняются!
Нервная система и сердце «России» – в порядке

Если мостик – это мозг, а радиорубка – уши ледокола, то ЦПУ (центральный пункт управления) – нервная система. Здесь установлены десятки металлических шкафов с датчиками, отслеживающими работу всех судовых систем. Отдельно выделено место для пульта слежения за состоянием радиационного фона. Еще бы, ведь сердце ледокола – это два мощнейших атомных реактора. Их работа обеспечивает фантастическую мощь – 75 тысяч лошадиных сил! Система охлаждения реакторов довольно проста – для нее используется забортная вода. Именно поэтому через теплые моря атомные ледоколы ходить не могут – существует значительный риск аварийной остановки реактора из-за недостатка охлаждения.

– Ресурса реакторов нам еще хватит надолго, – уверены команды, несущие вахту на ЦПУ. – Раньше, кстати, топливо уходило примерно за четыре-пять лет. Но сейчас работы стало несколько меньше, ледокол не так часто выходит в рейсы. Поэтому нынешнего «заряда» хватит лет на семь.

Двигается «Россия» с помощью трех огромных гребных винтов. Один только вал такого агрегата может посоперничать по объему с Александровской колонной. Огромным лопастям (винты, как правило, находятся на глубине 7–8 метров от поверхности воды), приводящимся в движение тремя газотурбинными двигателями, не страшны никакие ледяные глыбы. Даже если льдина каким-то образом окажется у винта на пути, он просто перемелет ее как миксер свежую морковку. Грохот и жара в отсеках, где установлены турбины, валы гребных винтов или масляные насосы, с помощью которых поворачивается руль, стоят неимоверные.

Желудку ледокола позавидовали бы на Невском

Ну и «на закуску» – желудок корабля: камбуз и столовая. Кормят здесь на убой – четыре раза в день. Дело в том, что для нормальной жизни в арктических условиях человек должен получать намного больше калорий, чем обычно. Если в повседневной жизни на берегу достаточно и 1,5 тысячи калорий, то в Арктике их требуется около 5 тысяч. Вот и стараются повара сделать так, чтобы все были довольны. И это, стоит признать, у них получается прекрасно. Различные супы, вторые блюда и салаты украсили бы и ресторанное меню (качество зачастую раза в два лучше ресторанного). А если бы хозяин модной кондитерской, расположенной на Невском проспекте, увидел бы, какие здесь на полдник дают сладкие слойки размером с кулак Николая Валуева, он бы лопнул от зависти. А попробовав их – еще и застрелился бы, потому что повторить их вряд ли кто-то сможет.


досуг

Лекторий и две сауны с бассейном

В нечастые минуты отдыха члены экспедиции «Высокоширотная Арктика – 2010» имеют возможность найти на борту ледокола скромные развлечения. В основном, конечно, это просмотр фильмов на ноутбуках.

Команда ученых, следующая снимать со льдины станцию СП-37, оказалась очень веселой и дружной. Смекалистые молодые ребята из экспедиции сразу же превратили одну из кают в кинозал (вместо экрана – стена, на которую фильм проецируют с помощью проектора), и по вечерам здесь яблоку негде упасть.

Кроме того, на ледоколе есть спортзал, в котором уже прошел турнир по волейболу (победила дружба), лекторий, зал отдыха, библиотека (она, впрочем, не работает) и даже две сауны с бассейном, куда подают нагретую до 24 градусов морскую воду. С водой, кстати, на судне проблем нет – на борту установлены две опреснительные системы производительностью 120 тысяч литров в сутки. Пить ее, впрочем, не рекомендуется, зато проблем с личной гигиеной – никаких. По всему периметру расположены десятки душевых.


тем временем…

Летчики и полярники провели первую ледовую разведку

Вертолетная группа, входящая в состав экспедиции «Высокоширотная Арктика – 2010», провела в среду первую ледовую разведку местности. На задание вместе с пилотами и специалистами Арктического и антарктического института отправился и корреспондент «НВ».

Основная цель ледовой разведки – определить наиболее удобный маршрут следования через льды. На спутниковых снимках ученые обнаружили несколько магистральных разрывов в сплошном ледяном покрове, к одному из которых и направляется сейчас атомный ледокол «Россия». Чтобы добраться до него как можно скорее, с помощью вертолета Ми-8 специалисты намерены разработать оптимальный курс следования.
Ледокол сначала замедляет ход, затем и вовсе останавливается. Взлетать и садиться на движущееся судно в принципе реально, но по технике безопасности запрещено. Пока идет подготовка всех систем вертолета, пилоты и ученые согласовывают маршрут поисков, определяя нужные точки и направление. На это уходит не более десяти минут. И вот уже тяжелая машина отрывается от вертолетной площадки и устремляется ввысь. Огромный атомоход в какие-то мгновения превращается в игрушечный кораблик среди бескрайней ледяной пустыни. Высота – 200 метров. Разведка началась.

И сразу же хорошие новости – впереди достаточно разрывов и трещин, по которым «Россия» может двигаться к намеченной цели со скоростью намного большей, чем можно было бы рассчитывать при движении сквозь сплошной лед. Черные полыньи и изогнутые трещины избороздили идеально белую поверхность. В солнечных лучах ледник выглядит до рези в глазах ослепительно. Спасают темные очки, обязательные для каждого члена экспедиции.

Пилоты и эксперты переговариваются в кабине, указывая друг другу на очередной возможный путь для ледокола. Но о чем они говорят, услышать невозможно – шум в салоне стоит такой, что своих-то слов не слышно. Специалисты используют летные гарнитуры с наушниками, иначе шум, создаваемый винтами Ми-8, не перекричать.

Ледовая разведка занимает около полутора часов. Путь ледокола на ближайшее время намечен, теперь можно возвращаться на борт. В ближайшие дни у вертолетчиков будет немало работы – подобные вылеты им придется совершить еще не единожды.

Уже на подлете к «России» корреспондент «НВ» заметил внизу на одной из льдин белого медведя. Он с удивлением поглядел на вертолет, а затем отправился по своим делам.

…Атомный ледокол «Россия» пока практически не отклоняется от ранее намеченного маршрута. Как отметил руководитель «Высокоширотной Арктики – 2010» Владимир Соколов, экспедиция проходит спокойно и без каких-либо происшествий. Сейчас, как пояснил Владимир Тимофеевич, главная задача – как можно быстрее дойти до магистрального разрыва льда, чтобы сократить время в пути до станции СП-37.

Никита Рубцов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+8
Ясно