Андрей Турчак: «Столичные вузы засасывают нашу молодёжь»
Губернатор Псковской области доволен темпами роста региональной экономики, но недоволен демографической ситуацией
Нынешний разговор с самым молодым российским губернатором, 37-летним Андреем Турчаком, мы начали с того, на чём закончилась наша прошлая беседа. Впервые я встретился с новым главой Псковской области три года назад, когда он подводил итоги первых 12 месяцев своей работы на этом посту. В конце интервью Андрей Анатольевич заметил: «Губернатор – это тяжёлая, но очень благодарная работа. В бизнесе, где я работал несколько лет, от принятия решения до результата очень длинный горизонт. Проверить же правильность решения губернатора можно уже через пару недель». Сейчас заметно постройневший и повзрослевший чиновник начал новую беседу как продолжение старой: «Я по-прежнему утверждаю и готов повторить, что горизонт, который ты видишь в результате принятия управленческих решений, существенно отличается от горизонта бизнеса». Несмотря на то что после интервью для «НВ» (мы начали беседу в 18 часов) в вечернем графике губернатора значилось ещё несколько встреч, Андрей Турчак предложил поговорить не в деловом стиле, а под местный иван-чай, собранный у одного из монастырей. «Доверяю вашей газете и готов ответить даже на неудобные вопросы», – пригласил к разговору собеседник «НВ», и я начал именно с них.
– Андрей Анатольевич, мама погибшего в Техасе Максима Кузьмина – молодая алкоголичка Юля из Гдова – стала не только героиней скандальных сюжетов и передач, но и объектом политических страстей. А вот руководство Псковской области публично не выражало своего отношения к её феномену…
– Я, как человек, отношусь к этой несчастной женщине с сочувствием. Юля Кузьмина оказалась в тяжелейшей жизненной ситуации не только по своей вине. На каком-то этапе её жизни государство не смогло создать ей достойных условий для того, чтобы она воспитывала детей сама. Любой человек может оступиться, от этого никто не застрахован, и наша задача, как руководителей региона, помочь ей выбраться из социальной и психологической ямы. Мы сопровождаем лечение Юли, но предпочитаем делать это не публично. Как только я увижу, что ремиссия проходит успешно, тогда можно будет говорить и о дальнейших шагах.
– Ваша недвижимость в Ницце стала предметом пристрастного обсуждения в блогосфере. Что можете ответить оппонентам?
– Квартира в Ницце, как я и обещал, продана до 1 мая, а принадлежащая моей супруге на 66 процентов некоммерческая организация, на которую и была оформлена французская недвижимость, закроется сразу после того, как последние документы по передаче собственности юристы признают окончательно оформленными. В 2013 году в декларацию жены будет внеcена та сумма, которую она получит как основной акционер некоммерческой организации Villa de Flirey после её ликвидации.
– Как долго вашей семье принадлежала недвижимость на Лазурном Берегу?
– В 2008 году, ещё до вступления в полномочия губернатора, моя семья в лице жены, брата и отца учредила компанию, которая через ипотечный кредит приобрела квартиру в Ницце. Все расходы по первоначальному взносу и выплате процентов по ипотечному кредиту несли учредители – члены нашей семьи.
– Три года назад вы были сторонником ручного управления экономикой…
– Мы тогда с вами беседовали в самый разгар кризиса. Слава богу, что он в минимальной степени отразился на социально-экономической ситуации как в нашем регионе, так и в России в целом. Ситуация отыгралась и вернулась к докризисным параметрам буквально за год. Говоря о дне сегодняшнем, в каких-то отраслях, в первую очередь в обеспечении безопасности и защиты граждан, ручное управление необходимо сохранить, а вот в экономике никто не отменял рыночные механизмы ни тогда, ни сейчас.
– Назовите, пожалуйста, самые болевые точки в экономике и социальной сфере Псковщины.
– Тут я бы выделил две специфические проблемы, которые имеют историческую и геополитическую природу. В их основе – глубокая демографическая яма, в которую область рухнула после Великой Отечественной. Судите сами: на начало 1941 года в регионе проживали 1,5 миллиона человек. В 1945-м – в три раза меньше. За время так называемого освоения Нечерноземья (середина и конец XX столетия) качественного рывка на демографическом направлении не произошло. Как следствие, сейчас в области проживают чуть более 600 тысяч человек. С началом нового тысячелетия ситуация обострилась ещё больше потому, что рядом с нами расположены Москва и Петербург, которые неизбежно оттягивают трудовые ресурсы.
– Самое большое разочарование для вас, как губернатора, это…
– Не удалось кардинально улучшить демографическую ситуацию, хотя за 3 последних года уровень смертности в регионе снизился на 10 процентов, а рождаемость повысилась на 7. Вторая составляющая демографии помимо медицины – это трудовая миграция. Нам, к сожалению, не удалось остановить отток из региона молодого трудоспособного населения. Я вам уже говорил, что при первой возможности молодёжь уезжает в Москву или Петербург.
– Неудивительно. Ведь выгодное географическое положение Псковской области располагает к побегу в столицы…
– В этом смысле наша первейшая задача – сделать так, чтобы молодёжь оставалась в родных краях. Одним из шагов, которые мы предприняли, стало создание классического государственного университета. Главная задача нового вуза – решительно повысить уровень образования. Более того, для всех молодых специалистов (будь это педагоги, медики или аграрии) мы ввели подъёмные в течение первых трёх лет работы. Псковский государственный университет был создан на базе двух вузов и трёх колледжей. Замечу, что открытие ПсковГУ несколько сократило отток юношей и девушек, уезжающих в столичные города на учёбу. Теперь наша задача – вернуть тех, кто уже уехал учиться.
– Что вы считаете своей самой большой удачей как губернатора?
– Мерилом успеха можно назвать реальный рост валового внутреннего продукта, который с 2010 года вырос у нас в полтора раза – с 70 до 112 миллиардов рублей. А собственные доходы бюджета Псковской области, без учёта федеральных трансфертов, с 2008 года выросли на рекордные 5 миллиардов рублей. Регион развивается, появляются новые производства, которые уже приносят заметную отдачу. Правда, долги тоже растут и составляют свыше 7 миллиардов рублей – почти треть годового бюджета области.
– Вологодская область, государственный долг которой составляет 90 процентов бюджета, вам бы позавидовала…
– Но и налоговый потенциал у наших регионов отличается, на Псковщине нет мощных предприятий типа «Северстали». Впрочем, львиная часть налогов той же «Северстали» уходит в федеральный бюджет. Большую часть долга нашего региона составляют кредиты коммерческих банков: почти 4 миллиарда 400 миллионов рублей. Свыше 2 миллиардов рублей мы получили в долг из федерального бюджета для решения проблем дорожной отрасли региона и частичного покрытия дефицита бюджета Псковской области. Как вы могли заметить, мы не привлекаем кредитов больше, чем это допускает Бюджетный кодекс РФ. По оценке Министерства финансов России, размер долговых обязательств Псковской области и их структура сбалансированы. При этом – хочу подчеркнуть особо! – привлекаемые средства не «проедаются», а вкладываются в те сферы, которые возвращаются нам инвестициями, экономией бюджетных средств. И самое главное, здоровьем наших граждан. Я говорю о крупных бюджетных вложениях в региональную систему здравоохранения.
– Самое большое разочарование для вас, как губернатора, это…
– Я уже говорил вам, что пока нам не удалось кардинально улучшить демографическую ситуацию, хотя за два последних года уровень смертности в регионе снизился на 10 процентов, а рождаемость повысилась на 7. Впервые за много лет в регионе появилась положительная динамика по основным медико-демографическим показателям. Но хотелось бы большего.
– В стратегической программе развития Псковской области образца 2010 года локомотивами экономики объявлены три направления: транспортно-логистическое, сельскохозяйственное и туризм. Изменились ли приоритеты? Если нет, то как развиваются ваши стратегические отрасли?
– Как известно, коней на переправе не меняют. Если говорить о первом направлении, то нам в короткие сроки удалось реализовать ряд инвестиционных проектов по строительству пунктов пропуска через государственную границу. Речь идёт об 11 современных таможенных пунктах на границах с Латвией и Эстонией. Кроме того, администрация региона сейчас активно прорабатывает вопрос по возрождению регионального авиационного сообщения в области, а именно по созданию Северо-Западной межрегиональной авиакомпании, открытию новых железнодорожных маршрутов в Эстонию и Латвию. Второй наш локомотив – это агропромышленный комплекс, который всегда был и остаётся одним из ключевых секторов экономики области.
Флагманами отрасли являются молочное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Общий объём продукции сельского хозяйства в 2012 году составил свыше 12 миллиардов рублей. Для нас это неплохой результат. И наконец, туризм. Для области это прежде всего возможность создать полноценную инфраструктуру городского туризма, которая включает в себя системы общественных пространств, парковых зон, торговых улиц. Уже есть положительная динамика, например рост туристического потока. Так, если в 2010 году у нас побывали чуть более 278 тысяч человек, то два года спустя – уже 350 тысяч.
– Какие важные для области промышленные и аграрные предприятия руководители региона вместе с инвесторами планируют открыть в ближайшие два года и почему?
– Большие надежды мы возлагаем на создание в Псковском районе особой экономической зоны «Моглино». Мы прилагаем максимум усилий, чтобы компании-резиденты приходили не в чистое поле, – мы им предоставим участки для размещения своих предприятий с полностью подготовленной инженерной инфраструктурой. Можете быть уверены, что потенциальные инвесторы получат пакет таможенных льгот и налоговых преференций – как федеральных, так и региональных. Сейчас в регионе действует закон «О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области». Он рассчитан на развитие крупных и средних промышленных предприятий, осуществляющих инвестиции в основной капитал, и предоставляет инвесторам право на получение налоговых льгот, организацию сопровождения администрацией области инвестиционных проектов, признанных стратегическими, и другие преференции. Из важных серьёзных проектов назову строительство откормочных корпусов в ООО «Великолукский свиноводческий комплекс», ТРК «Псковский», создание производств по глубокой переработке древесины в Островском районе и ряд других проектов.
– Андрей Анатольевич, три года назад в Псковской области был зарегистрирован самый высокий уровень безработицы по Северо-Западному федеральному округу – 11,2 процента. Удалось ли переломить ситуацию?
– Да. Сегодня область занимает 7-е место среди 11 регионов Северо-Западного федерального округа по уровню безработицы. По итогам прошлого года этот показатель составил 6,6 процента. У нас появились новые рабочие места, а значит, подросли показатели по числу занятых граждан в экономике области. В целом на 8,9 тысячи человек. Кроме того, по сравнению с 2009 годом уровень экономической активности населения увеличился на 2 процентных пункта и составил 68,5 процента, а уровень занятости – на 4,9 процентных пункта и составил 64 процента. Понимаю, что сухие цифры мало кого могут впечатлить, но за каждым процентом стоят люди.
– Из-за изменения бюджетных правил регионы потеряли значительную часть налога на доходы физических лиц. Залатать бюджетные дыры они могут только за счёт участия в федеральных целевых программах. Очень важным фактором становятся лоббистские таланты конкретного губернатора…
– Сейчас губернатор прежде всего лоббист, который с переменным успехом выбивает в Москве софинансирование для крупных региональных проектов. Все 4 года, которые я работаю в Псковской области, я убеждаю, убеждаю, убеждаю… Лоббистское поле – это прямой функционал любого губернатора.
минуточку внимания!
Человеческий фактор
Сергей Тачаев, спецкор «НВ»
Губернатор Псковской области Андрей Турчак сам по себе мужчина крупный, за 190 сантиметров и с соответствующим высокому росту весом, но жители Псковщины довольны другим весом регионального лидера – аппаратным. Благодаря хорошим отношениям Турчака с Кремлём и Минфином за четыре губернаторских года в регион удалось привлечь из федерального бюджета по самым скромным подсчётам не менее 25 миллиардов рублей, что равно годовому консолидированному бюджету региона.
Андрей Турчак свои лоббистские возможности и таланты предпочитает не афишировать, однако осведомлённые жители в курсе, что самые затратные региональные проекты удалось реализовать благодаря участию Псковской области в федеральных целевых программах. И не просто участию (претендентов на государственные деньги много). Например, в 2009 году, в первый год молодого губернатора Турчака во главе проблемного региона, в центре областного центра были отремонтированы десятки дорог – столько, сколько не починили и за предыдущие десять лет. А в начинающемся сезоне дорожных работ 2013 года в окрестностях Псковского кремля капитально отремонтируют несколько улиц, причём одна из них – улица Пушкина – станет первой пешеходной в городе. На масштабный ремонт дорог и реконструкцию тротуаров в центре потребуется полмиллиарда рублей, но региональный бюджет потратит не более
5 процентов от этой суммы. Ведь работы будут финансироваться по федеральной целевой программе «Туристическо-рекреационный кластер города Пскова».
Губернатор ищет государственное финансирование по самому широкому спектру целевых программ – от энергосбережения до модернизации здравоохранения.
– О конкретных цифрах говорить не буду, так как министр финансов России Антон Германович Силуанов очень не любит, когда главы регионов озвучивают размер трансфертов из Минфина, – улыбается Андрей Турчак.
О федеральной поддержке программы модернизации здравоохранения сказали его подчинённые. В 2011–2012 годах регион получил из Москвы на эти цели 4,5 миллиарда рублей – существенно больше, чем дали, скажем, Ленинградской области. Значительная часть этих средств израсходована на строительство в Пскове современного сосудистого центра, лечение в котором будет бесплатным.
Сумел наладить регион и особые отношения с госкорпорациями, в том числе и с «Газпромом». В ближайшие два года регион газифицирует 91 котельную в тех населённых пунктах Псковщины, куда придёт газ, а также переложит там тепловые сети, износ которых порой составляет 80–90 процентов. Дочерняя компания газового гиганта – «Межрегионтеплоэнерго» – в свою инвестиционную программу по Псковской области выделила за три года 5,5 миллиарда рублей. Регионы – соседи по СЗФО, наверное, жгуче завидуют этим цифрам. На Псковщине проектируется и строится сразу 10 параллельных газопроводов, и через два года 21 из 26 муниципальных районов области будет с газом. Такая масштабная и очень дорогая газификация становится реальностью благодаря и человеческому фактору губернатора.
…Родившийся в Ленинграде, Андрей Турчак три года назад считал себя жителем двух городов. А сейчас, когда говорит о малой родине, имеет в виду Псковскую область.
Беседовал Сергей Тачаев. Фото автора