Страна и мир

Банки вне закона

16 май

Секс-символ российской коррупции Евгения Васильева получила небольшой, но реальный тюремный срок. Экс-губернатор Сахалина Александр Хорошавин срока ещё не заработал, но уже вошёл в историю со своей авторучкой якобы за 30 миллионов и миллиардом рублей наличкой. Хотя если быть объективными, то и Васильева, уличённая в хищении 647 миллионов рублей, и Хорошавин с его парой миллиардов – мелкие застенчивые воришки вроде пресловутого Альхена из «Двенадцати стульев». Конечно, по сравнению с жуликами, «отжимающими» у граждан мобильные телефоны или срезающими со столбов алюминиевые провода, они – гении преступного мира. Но не зря говорят, что всё познаётся в сравнении… Есть сфера и есть люди, которые наносят государству и гражданам ущерб в сотни раз больше, – это банковская сфера и банкиры. Но к этому все настолько привыкли, что считают нормальным.

Вот несколько фактов из открытой общедоступной прессы. Из одного их старейших петербургских банков – «Таврического» – исчезли лежавшие на депозите компании «Ленэнерго» 13,6 миллиарда рублей. Ещё одна энергетическая компания, МРСК Северо-Запада, потеряла там 3,1 миллиарда. Всего же дыра в активах уважаемого банка оценивается, по данным Центробанка, в 38–40 миллиардов рублей.

Поскольку правоохранительные органы не видят в этом криминала, я тоже не могу утверждать, что он есть. Просто выражаю удивление: как такие суммы могли исчезнуть? Деньги всегда оставляют след. Электронные переводы фиксируются в нерушимых серверах межбанковской расчётной системы, да и вообще то, что прошло по компьютерным сетям, легко отследить. Наличкой такие суммы просто не вывезти, к тому же имена её получателей также хранятся в базах данных.

Может, это просто бизнес – неудачи банка – выдал он кредитов на 40 миллиардов различным фирмам, а они взяли и разом все обанкротились? Но, во-первых, банки практически не выдают необеспеченных кредитов – только под надёжный залог. Во-вторых, на такого рода ошибках можно потерять один, максимум два миллиарда, но никак не сорок. Тем не менее денег нет, виновных тоже нет, поэтому… банк решено спасать за счёт государственного Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и заморозки всех долгов.

Так, «Ленэнерго» вернут 10 миллиардов только через 20 лет (если банк проживёт такой срок). Это со своими клиентами энергетики смелы и бескомпромиссны – за долг в несколько тысяч рублей могут и провода обрезать, и выезд за границу закрыть. Теперь банк им покажет, что такое настоящий долг. Аналогичная история с банком «Траст», реклама которого с ликом Брюса Уиллиса ещё недавно красовалась на всех улицах Петербурга. В нём обнаружена «дыра» в 114 миллиардов рублей. В «Мособлбанке» – недостача в 70 миллиардов.

За куда меньшие грехи у нас снимают министров, сажают в СИЗО мэров и губернаторов, но банки – это особая статья. Их даже не журят, а, напротив, дают деньги на покрытие потерь, если они, как «Траст» или «Таврический», «особо значимые» для страны. Или тихо банкротят, гася долги перед вкладчиками за счёт АСВ. В прошлом году агентство выплатило гражданам почти 300 миллиардов рублей. А куда дели эти 300 миллиардов вкладов владельцы лопнувших банков? Где дела, сравнимые по масштабу хищений и накалу страстей с делом Васильевой?

 

Ответ, возможно, в истории зарождения молодого российского капитализма. Тогда, в начале девяностых, нас (и мы сами себя) убедили, что принимать вклады под 5 процентов годовых, а кредиты выдавать под 25 процентов – это самое сложное и важное дело в экономике. И что когда чиновник ворует миллион – это коррупция. А когда из банка пропадают 10 или 100 миллиардов – это бизнес.

 

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно