Белые ночи пожарного Алексея Тряпицына - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Белые ночи пожарного Алексея Тряпицына

Корреспондент «НВ» выяснял, что изменилось в жизни Кенозерья и главного героя фильма Андрея Кончаловского год спустя после получения «Серебряного льва».

 


Алексей Тряпицин научился играть на гармошке и все чаще выступает с местным фольклорным коллективом


 

Минул ровно год, когда названия нескольких деревень, расположенных вокруг заповедного Кенозера в Архангельской области, вошли в историю мирового кинематографа. Произошло это после того, как снятый здесь фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» был удостоен одной из главных наград старейшего в мире Венецианского международного кинофестиваля. «НВ» поинтересовалось, насколько изменилась с тех пор жизнь северной глубинки и самого главного героя фильма.

Крохотное здание почты в большой деревне Вершинино, «столице» Кенозерского национального парка и местного муниципалитета, – чуть ли не единственное здесь отделанное сайдингом здание. Парк, кстати, с сайдингом борется – выглядит он не этнографично. Деревенскую почту, откуда каждый день начинает свой путь почтальон Алексей Тряпицын, помнят все зрители Кончаловского. Впрочем, Алексей больше не почтальон. Вскоре после выхода фильма он переехал из своей заозёрной деревни в Вершинино, по слухам, нашёл невесту и устроился начальником местного пожарного пункта. Так сказать, во всех смыслах пошёл на повышение. А вот насчёт дальнейших планов Тряпицына в кино, о которых первое время часто спрашивали самодеятельного актёра, ныне ничего не слышно. Судя по всему, в глазах режиссёра натура себя исчерпала.

Сегодня рядом с воспетой в большом кино почтой возводят огромный сруб – то ли очередной гостевой дом, то ли магазин. Несмотря на патриархальность этого глухого северного уголка и установку на сохранение традиций, каждый год здесь всё больше чувствуется дыхание цивилизации…

Власти Плесецкого района, в котором и расположено Кенозеро, последние несколько лет культивируют в Вершинино новый культурный бренд – ни больше ни меньше «родина Ивана-дурака»! Причина этого странного начинания в том, что именно с Кенозера родом довольно известный в филологических кругах сказочник Александр Нечаев. Словно забыв о том, что в XIX веке именно на Кенозере было записано множество былин, о том, что в местных деревнях сохранились часовни с расписными «небесами», и о прочих объективных культурных достоинствах территории, чиновники взялись за раскручивание сомнительной идеи и фестиваля «Дураковина». Результатом подобного деревенского брендостроительства стал странный праздник, на котором алкоголь льётся рекой, с не менее странным, но говорящим сам за себя слоганом: «Дураковина – обалденная штуковина»…

Алексей Тряпицын, такой, как он показан в фильме Кончаловского, вполне вписывается в этот новый местный бренд. Эдакий недалёкий, без претензий, наивный деревенский мужичок – таких миллион, разве что с алкоголем завязал. Именно таким видит русского мужика какой-нибудь средний американец или европеец, не собирающийся копать вглубь. На самом деле Алексей Тряпицын куда как глубже и целостнее – это заметно даже по его интервью. Однако, словно прочувствовав тенденцию, сегодня он активно осваивает гармошку и всё чаще выступает рядом с местным женским фольклорным коллективом. У туристов экс-почтальон нарасхват. Встреча с ним стала таким же атрибутом удачного посещения Кенозерья, как покупка памятного магнитика или местной копчёной рыбы.

…В Кенозерском национальном парке, работники и жители которого изначально восприняли фильм крайне неоднозначно, сегодня признаются, что после выхода «Белых ночей...» узнаваемость их территории выросла. Более того, она обрела своеобразный новый «кинобренд». И если раньше туристы ехали сюда за эпическим покоем, красотой, местной культурой и рыбалкой, то ныне количество гостей выросло и за счёт киноманов.

Впрочем, рост туристического потока на Русском Севере – к сожалению или к счастью – до сих пор понятие относительное. Сейчас ежегодно Кенозерский парк посещают около 15 тысяч человек – ничто по сравнению с числом туристов даже на тех же Соловках, не говоря уже о других, более доступных в транспортном отношении красотах России.

Чуткие к изменениям культурной ситуации кенозерские экскурсоводы уже активно используют новый кинобренд территории в своей работе. Так, на живописнейшей и одной из самых популярных здесь теплоходной экскурсии по южной акватории Кенозера, которая проходит на борту старенькой «Зари», вам теперь обязательно расскажут о современных киногероях местных деревень. Вот там, мол, Косицыно, родная деревня того самого почтальона Тряпицына – вон его дом с новой красной крышей! Покажут издали крохотный дом, в котором живёт другой герой фильма, народный философ Колобок. Добавив при этом, что его легко можно встретить у магазина, причём в том же самом вечно пьяненьком состоянии, в котором он увековечен в фильме Кончаловского. На экскурсии по деревне Зехново обязательно остановятся у дома, в котором, по фильму, жила почтальонова зазноба и где была снята шокировавшая местных зрительниц сцена с главной героиней… А заселяя вас в гостиницу «Постоялый двор» в Вершинино, администратор наверняка расскажет, в каком из номеров на первом этаже жил во время своих визитов на съёмочную площадку сам Андрей Кончаловский. И хотя специальной экскурсии вроде «По следам Кончаловского» или «Озёрный маршрут почтальона Тряпицына» на Кенозере пока нет, вполне возможно, это лишь вопрос времени. И кто знает, не сменит ли Тряпицын свою новую профессию работника МЧС и не начнёт ли водить экскурсии имени себя?

…А в остальном Кенозерье продолжает жить своей нормальной жизнью вдали от железной дороги и автомагистралей. Впрочем, благодаря деятельности национального парка гостей и событий здесь летом на несколько порядков больше, чем в типичной северной деревне. Недавно, например, тут прошла традиционная научная конференция «Кенозерские чтения», на которую традиционно съезжаются известные учёные России и зарубежья.

В Вершинино, как всегда, с размахом отпраздновали Успенскую ярмарку – издавна, безо всяких брендов, почитаемый местными жителями праздник главного кенозерского храма. В соседней деревне Шишкино готовится к открытию сверхсовременный музей фольклорного наследия. А сам Кенозерский национальный парк медленно, но верно движется к своей давней цели – вхождению в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, где он встанет в один ряд с египетскими пирамидами, Великой Китайской стеной, Большим Барьерным рифом и прочими уникальными явлениями мировой природы и культуры.

Одним словом, Кенозерье живёт так, как жило и во время съёмок «Почтальона Тряпицына», и до него. Даже странно, что известный режиссёр, сделавший «почти документальный» фильм, кажется, не увидел здесь ничего, кроме водки, нищеты и духовного разложения на фоне взлетающих ракет и величественных пейзажей. Впрочем, если бы случилось по-другому, то и никакого венецианского льва, возможно, тоже не было.

 

 

Подобный автохлам (впрочем, иногда обретающий вторую жизнь в руках умельцев) куда более традиционен теперь для глубинки, чем исконные наряды



Размеренная сельская жизнь немыслима без такой «животной идиллии»



Последняя местная исполнительница былин Анна Семёнова тоже могла бы стать 
настоящим брендом Кенозерья

 

Фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» стал участником программы 71-го Венецианского кинофестиваля и впервые был показан на фестивале 4 сентября 2014 года.

Уже 6 сентября международное жюри во главе с французом Александром Депла объявило о присуждении фильму Кончаловского «Серебряного льва» и дополнительного приза Green Drop Award за особое внимание к «экологическим ценностям».

Алексей Тряпицын на награждении в Венеции не присутствовал. В дальнейшем фильм рассматривался в качестве претендента на выдвижение на премию «Оскар» от России. Однако позже Андрей Кончаловский лично попросил оскаровский комитет этого не делать, так как, по его мнению, премия «Оскар» в современном мире «слишком переоценена».


// Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельской области
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте