Битвы за таланты
В начале июля в Петербурге состоится финал чемпионата мира по программированию (председатель почётного оргкомитета – председатель правительства РФ Дмитрий Медведев), который впервые проходит в России. В наш город приедут команды 121 университета мира – победители отборочных соревнований, в которых в нынешнем году участвовали команды около 2000 университетов из 90 стран мира. В последние годы российские команды семь раз становились чемпионами мира. Юных победителей представляют президенту России, а потом… многие из них уезжают работать за границу – большинство сразу получает выгодные предложения от зарубежных компаний. Например, год назад первым 12 командам-победителям была предложена работа в корпорации IBM. Как же при такой сумасшедшей конкуренции в российском университете удержать молодые таланты, да вдобавок рассчитывать, что они за мизерную зарплату выведут нашу науку на мировой уровень?
Выращивать чемпионов мира мы научились. У нас в ЛИТМО ещё в 1991 году была создана специальная кафедра, где преподавали лучшие профессора города; обучение физике, математике и информатике проводилось по примеру классических университетов, а остальные предметы были инженерными. Отбирали одарённых школьников со всего Петербурга и всей страны. Недаром говорят, что если хорошее зерно положить в мельницу, то и мука будет высокого качества. В 2000-х годах выпускники нашей кафедры четыре раза становились чемпионами мира по программированию (побеждали также СПбГУ – два раза и один раз – Саратовский госуниверситет). Команды НИУ ИТМО также пять раз занимали третье место и один раз – четвёртое. Ни у одного университета мира – даже у Гарварда или Стэнфорда – нет таких результатов. Теперь все знают, что быстрее всего чемпионами мира можно стать у нас. И поэтому выдающийся мальчик из Белоруссии Гена Короткевич, который занимал первые места на всемирных школьных соревнованиях по информатике, недавно поступил к нам на первый курс.
Но как оставить этих талантливых ребят на кафедре на постоянной работе? Конечно, если человек хочет уехать, я ничего не могу с этим поделать. Однако если талантливый парень хочет остаться в России и мы ему подходим, надо создать для него условия. Мой рецепт прост: таким ребятам необходимо платить пристойную зарплату, позволять почти всё время заниматься только теми задачами, которые им интересны, и относиться к ним как к собственным детям. При этом даже то, что профессор зарабатывает мало, не так важно, но своим ребятам я обязан платить больше – иначе их переманят. Раз в месяц они получают интернет-письма с предложением работы. Ведь благодаря участию в чемпионате и международных соревнованиях их знает весь IT-мир.
Но из каких ресурсов платить молодым талантам? Я предложил компаниям, в которых работают наши выпускники, нас поддерживать, чтобы мы обучали новых классных специалистов, и находим у многих из них понимание.
Но этих денег недостаточно для удержания талантов. Есть ещё один источник – гранты под те задачи, которые их интересуют. Получить такие гранты невероятно сложно, за них идёт схватка среди огромного числа организаций. Но мы за последние три года выигрывали гранты для коллективов под руководством докторов наук – два раза по информатике и три раза по биоинформатике (сборке генома).
В итоге на кафедре удалось оставить четырёх чемпионов мира по программированию – Фёдора Царёва, Евгения Капуна, Максима Буздалова и Павла Маврина. И вот сейчас первые двое решили теоретическую задачу по биоинформатике, которую никто в мире не мог решить. Вот ради решения таких задач они будут сидеть здесь за деньги меньшие, чем могли бы иметь за границей, работая в бизнес-компаниях, потеряв своё имя. Так что я за своих чемпионов мира борюсь. Но это моя личная инициатива – при поддержке университета, конечно. А где инициатива тех, кто отвечает за развитие науки в стране? Ребята всё уезжают и уезжают из страны. Мы никому ничего не дарим, а вот мозги отдаём просто так.
Например, Нияз Нигматуллин стал чемпионом России и мира по программированию, учась на 4-м курсе университета. Это же уникум татарского народа! Чтобы оставить его в России, ему нужна приличная стипендия, а потом и зарплата. Я обращался в представительства Татарстана в Санкт-Петербурге и Москве: дайте парню стипендию 30 тысяч рублей на несколько лет! Не только не дали, но, пригласив в Казань за его счёт на съезд татарского народа, никак не отметили даже грамотой. Ему было сказано, что если он будет на них работать, то они будут платить. Очень оригинально! Притом что «Гугл» и «Фейсбук» готовы забрать этого парня хоть завтра. Вот отношение к талантам у нас.
Но у нас в НИУ ИТМО к талантам, как вы поняли, относятся иначе. Приведу ещё один пример. Уникальный выпускник нашей кафедры, специалист по метаматериалам Паша Белов получил премию президента РФ по науке и технологиям для молодых учёных. Сейчас ему немногим за тридцать, а он уже доктор физико-математических наук, правая рука известного австралийского учёного Юрия Кившаря, о котором наша газета писала недавно. Он получил мегагрант и создал лабораторию у нас в университете, которой руководит Павел. Вот под таких молодых талантливых докторов наук и надо давать гранты, потому что им созданы прекрасные условия для исследований, они работали за границей и поэтому никуда не уедут.
Анатолий Шалыто, заведующий кафедрой «Технологии программирования» СПбНИУ ИТМО, доктор технических наук, лауреат премии правительства РФ в области образования