Бренд с хвостом
Мой товарищ купил у пьяного немца на улице швейцарские часы за четыре тысячи рублей. Товарищ решил, что в любом случае не проиграет, потому что на позолоченном корпусе часов стояла проба. Тем не менее он покрылся потом, когда залез в фирменный каталог: такая модель стоила 88 тысяч долларов. В часовом же салоне сказали, что у него неплохая копия и стоит она 10–15 тысяч рублей: «Заметить разницу может только специалист, а прослужить копия может очень долго».
Рынок копий предметов роскоши растет в кризис, как, возможно, ни одна ниша в мировой экономике. Слишком уж высока нынче наценка за бренд: в Петербурге она не бывает меньше 100–200 процентов. Не самая дорогая кожаная сумка стоит 120 тысяч рублей, а качественную копию можно приобрести за 10 тысяч. Копия часов «как у Джеймса Бонда» обойдется в 8 тысяч рублей, а оригинал – в 30–35 тысяч.
– Разумеется, речь не идет о «дерибасе», который предлагают на Московском вокзале за 150 рублей, – говорит маркетолог Галина Переверзева. – Речь о вещи, которая может прослужить всю жизнь, даже если она и произведена в Китае. Многие торговые сети в интернете именно так и позиционируют свой товар: качественные подделки. Они, как правило, не обманывают, хотя и существуют на грани правового поля.
В правоохранительных органах подтверждают: есть такие конторы, но охотиться на них никто не собирается. Жалоб со стороны покупателей немного, ущерб налоговой базе невелик, а за наличие торговых сайтов в интернете не отвечает ни одно подразделение ГУВД.
– Когда я привожу товар клиенту, то прошу сразу проверять качество, потому что потом претензии не примут, – говорит Олег, курьер одной из фирм, занимающихся распространением копий известных брендов. – Понятно, что товар этот возят полулегально: чаще всего челноки в качестве сувениров. Потом его скупают в относительно солидные партии и продают через интернет. Ни налогов, ни таможенных пошлин не платится, за качество продавец, по сути, тоже не отвечает.
По словам Олега, потребителями выступают люди всех возрастов и сословий. Больше всего студентов и обеспеченных семейных людей на пятом десятке. И тем и другим хочется выглядеть модно и солидно, но в их кругах не особенно разбираются в брендовых вещах.
Похожая ситуация с часами или мобильными телефонами. Подделывают безбожно прошлогодний хит iPhone. Внешне не отличить – упаковка, корпус, гамма цветов на дисплее. Пираты-производители сознательно пошли на сменный аккумулятор, который в оригинале можно заменить только в сервисном центре. Корпуса подделок на швейцарских часах делают из менее дорогих и прочных материалов, хотя на руке владельца их не отличить от настоящих. В некоторых фирменных марках установка механизма в корпус часов занимает полдня, а китайцы ставят за семь минут. Потому что мельчайшие пылинки, остающиеся при этом в механизме и под стеклом часов, невозможно уловить взглядом. Другое дело, что если не удалить пыль, как делают швейцарцы, механизм рано или поздно даст сбой.
Для «брендового» производителя параллельный рынок не катастрофа. В конце концов, обеспеченный человек никуда не уйдет от топовых вещей.
– Сделанная «под бренд» кожаная сумка будет сшита из дорогой кожи, с аккуратными швами, иметь фактуру подкладки как на оригинале, – рассказывает администратор магазина Виктория Саурина. – Но фирменные вещи даже пахнут иначе, потому что в них используется особая пропитка. На оригинале будут немного косые швы ручной работы, рисунок никогда не режется швом, а кроме того, имеется индивидуальный номер, совпадающий с номером вашего ключа. Есть немало людей, которые ценят все эти мелочи.
Катастрофа в другом: производители копий не могут устоять перед соблазном запустить их в продажу под видом оригинала. В одном из петербургских магазинов спортивной одежды эмиссары из Лондона с удивлением обнаружили новую линию костюмов, которая в Россию пока не поставлялась. Для производителя аукнулся и перевод заводов в страны третьего мира: в Китае на одном часовом заводе днем работали на фирменные магазины, а ночью – на черный рынок. Понятно, что качество было абсолютно идентично, а цена отличалась на порядок.
Производители брендов оправдываются: цена на многие статусные вещи – это не только стремление к суперприбылям. Скажем, дорогие часы могут уходить раз в неделю. А еще нужно содержать дорогой бутик в центре города, персонал, дорогостоящие системы безопасности. А реклама? А производство? А разработки?
– Производители всегда немного прибедняются – у них достаточно высокие доходы, – объясняет Галина Переверзева. – Другое дело, что их продажи держатся на имидже. Покупатель должен знать, что в статусном аксессуаре каждая пылинка – синоним качества. А если выясняется, что десяток китайцев делают столь же качественную марку одежды в подпольном цехе на дебаркадере в Шанхае, то такой производитель может потерять сразу все. В этом бизнесе главное – имидж. Ради его поддержания производители затевают шумные показы с самыми дорогими манекенщицами.
В России – богатые традиции распространения контрафакта, а уголовная ответственность за это минимальна. Глава фармацевтической фирмы, производившей поддельные лекарства, в феврале 2009 года получил четыре года условно. Продавец кустарных джинсов в худшем случае отделается штрафом.
А что делать потребителю? Похоже, не было еще прецедента, когда купивший за безумные деньги фальшивый аксессуар выиграл бы в суде что-то значительное. Даже случаев, когда ему удавалось вернуть свои деньги, немного. Заботящиеся о своем имидже производители только в американских фильмах идут на колоссальные откупные, чтобы избежать скандала. Россия для американцев – все еще дикая территория, здесь скандал – не скандал.
– Люди должны адекватно себя оценивать, – констатирует адвокат Николай Артамонов. – Если уж подражать богатым в стиле, то для этого имеются более дешевые пути. А если уж очень хочется покупать брендовые вещи как картошку, то надо сделать очень просто: создать свой бизнес и разбогатеть.
компетентно
Любовь Королева, консультант Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
– В нашей стране существует какой-то странный экономический перекос: если лицензионный диск стоит в два-три раза дороже, чем пиратский, – понятно, отчего последний охотнее покупают. Однако непонятно, почему бы не выпускать лицензионную продукцию за доступную среднему потребителю цену, и тогда всю прибыль будет получать тот, кто ее должен получать. Так что на нашем рынке меня больше волнует не происхождение товара, а его качество. Защита брендов, то есть защита авторского права, – это дело государства, а вот защита потребителя – это уже наше дело, дело общественных организаций. Вообще, я бы разделила подделки безобидные (одежда, часы, украшения) и те, которые могут нести угрозу здоровью. За подделку лекарственных препаратов я бы наказывала очень строго, вплоть до уголовной ответственности.
Денис Терентьев