Северо-Запад

Будет ли прозрачной музейная крыша?

07 июня

В Архангельске создают уникальный музейный комплекс и… уничтожают другой


Автор дизайна музейного комплекса Олег Ковалевский имеет большой опыт создания успешных проектов


В столице Поморья планируют создать «музейный квартал», который накроет общей стеклянной крышей несколько местных хранилищ культуры. Вот только смогут ли местные власти обеспечить мегапроекту будущее уже после его реализации? Ведь отреставрированный несколько лет назад особняк Музея Степана Писахова, признанный в прошлом году одним из лучших музеев Европы, из-за чьей-то халатности уже вряд ли когда-нибудь снова примет посетителей.

Новый проект вполне можно назвать назревающей в Архангельске музейной революцией. Он объединит между собой архитектурные памятники Архангельска, расположенные в историческом месте – на пересечении Поморской улицы, Набережной Северной Двины и Театрального переулка. До революции эти здания составляли единый архитектурный комплекс усадьбы купцов Шингаревых-Плотниковых. Кстати, здесь открылся первый в городе кинотеатр «Эдисон»… А теперь тут расположены несколько площадок государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». 

Замысел проекта – накрыть их единым прозрачным куполом, подчеркнув единство музейного пространства, включив в него в том числе и обширный музейный двор. При этом посетитель сможет плавно перемещаться из одного музея в другой, не выходя на улицу. 

– Это долгосрочный проект, идея которого витала в воздухе начиная с 1994 года, – рассказала корреспонденту «НВ» научный сотрудник ГМО «Художественная культура Русского Севера» Наталья Козлова. – Планируется, что в музейном квартале будут располагаться нынешний Музей художественного освоения Арктики имени Александра Борисова, Музей городской купеческой культуры и экспозиция «Русское классическое искусство XVIII–XX веков». Появится новое здание для обширнейших музейных фондов – специальных помещений для них сейчас практически нет! А возрожденный кинотеатр «Эдисон» станет свое­­образным арт-центром, где будет не только большой кинозал и музейная библиотека (которая сейчас ютится в двух комнатках), здесь же будет большой зал под современные выставки и молодежные проекты. В общем, это будет яркий современный музейный комплекс, который станет настоящим культурным кластером в центре Архангельска. 

Презентацию проекта в Архангельске провели его авторы – художники из московского объединения «Музей-медиа», на счету которого около ста проектов, реализованных во множестве европейских стран, Китае и Корее. В России его специалисты работали в том числе в Бородинском военно-историческом музее-за­поведнике, сотрудничали с Всероссийским музеем А.С. Пуш­кина, Ясной Поляной, Государственным историческим музеем, а также были авторами революционного для Архангельска проекта Музея Степана Писахова. 

– Сегодня в современном музейном мире есть понятие сценария, проблема хождения по экспозиции, маршрута. Наша задача – дать предысторию экспозиции, показать ее второе дно, уложить знания в схему восприятия, – рассказал дизайнер Олег Ковалевский, один из авторов проекта «музейного квартала» в Архангельске. – В новом проекте разрозненные экспозиции будут нанизаны как бы на общий стержень. Также создаются подземные помещения музея, которые будут посвящены археологической истории Архангельска, его глубинному прошлому. 

Одним словом, проект получается большой и красивый. Областная власть, по словам авторов проекта, уже продемонстрировала свою заинтересованность проектом. Вот только долго ли простоит продвинутый и концептуально безупречный музейный комплекс в современном Архангельске? Ведь в городе, похоже, даже не существует понятия исторического центра, закрытого для коммерческого строительства. На тревожные мысли наводит нынешнее состояние Музея Писахова, который находится всего лишь в нескольких десятках метров от планируемого центра культуры. 

Музей художника и сказочника Степана Писахова – главного литературного бренда Архангельска – был открыт в конце мая 2008 года после масштабной реставрации в двухэтажном особняке купца Буторова на исторической для Архангельска Поморской улице. По своему внутреннему убранству, современному и очень авторскому, музей сильно отличался от всех своих местных собратьев – в первую очередь свежестью и нескучностью. Очень скоро здесь началась богатая культурная деятельность – работа с детьми, музыкальные и киновечера. В восьми залах музея собраны не только художественные работы Писахова и его личные вещи, но и предметы, дающие представление об Архангельске и той культурной среде, в которой он жил. В общем, получилось все очень стильно и концептуально – так, что удивлялись даже специалисты из Европы.

Ровно год назад Музей С.Г. Писахова, опередив несколько московских проектов, стал победителем престижнейшего конкурса, организованного Европейским музейным форумом. Он был отмечен специальным призом «За горячую приверженность, социальную сплоченность и привлечение молодежи». После этого культурный центр шумно завершил очередной сезон и… закрылся на не­определенный срок. 

Руководство государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», которому принадлежит в том числе Музей С.Г. Писахова, официально так и не озвучило до сих пор сколь-нибудь внятных причин того, почему успевший буквально за несколько лет работы завоевать устойчивую популярность у горожан и туристов музей был закрыт и теперь отгорожен от мира высоким строительным забором. По просочившейся в прессу информации, историческое для Архангельска здание XIX века вдруг ни с того ни с сего стало остро нуждаться в укреплении стен и основания. По стенам и потолку пошли трещины, и само пребывание в музее стало опасным для человека – не ровен час обрушится потолок. Причины всего этого тоже до конца неясны, и на фоне глубокого молчания музейщиков ситуация сама по себе рождает массу слухов. То ли виноваты строители, проводившие реконструкцию здания и предложившие заказчику, как водится, самый дешевый вариант проведения работ – со всеми вытекающими последствиями. То ли здание «поплыло» после строительства в нескольких десятках метров от него большого и современного торгового центра. А возможно, кто-то изначально неправильно оценил свойства местного грунта, грамотный подход к которому знали только строители прошлых веков. 

В любом случае Музей С.Г. Пи­сахова напоминает сегодня этакую «Мороженую песню» (так называется одна из сказок этого северного писателя) – нечто однажды спетое и положенное на бессрочное хранение в погреб с тенденцией к полному забвению. Культурные бренды и исторические достопримечательности остаются в России товаром хрупким и как коммерческое вложение ненадежным – и крайне зависимым от множества факторов. Например, от чьих-то коммерческих интересов, цены на землю и недостаточного количества больших магазинов на душу населения. И общей прозрачной крыши у них, кстати, до сих пор нет.

прямая речь

Александр Конов, автор проекта Музея Степана Писахова в Архангельске, заслуженный художник России:

– Ситуация с Музеем Писахова в Архангельске ужасающая. Городу, который принадлежит к первому ряду российских городов в культурном плане, пора менять само отношение к культуре! Что вам важнее – уникальный музей или очередной магазин рядом? Честно говоря, мне кажется, что у города уже нет надежды на то, что закрытый сейчас «на ремонт» Музей Писахова откроется на прежнем месте. Затраты на это будут слишком велики – придется его сносить, рыть котлован и строить заново по кирпичику. Однако, думаю, для Архангельска принципиальным решением было бы вложить в спасение здания кучу денег. Чтобы все стояло на своем месте – раз уж по чьей-то вине так получилось, что здание стало аварийным. Встать на дыбы, посыпать голову пеплом – и сохранить то, что есть. 

Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельской области. Фото автора
Курс ЦБ
Курс Доллара США
100.68
0.461 (0.46%)
Курс Евро
106.08
0.267 (0.25%)
Погода
Сегодня,
22 ноября
пятница
+1
23 ноября
суббота
-1
24 ноября
воскресенье
+1