Быть или не быть - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Быть или не быть

В рамках XXV Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» на сцене одноимённого театра вильнюсский Малый театр сыграл спектакль «Минетти» по пьесе Томаса Бернхарда. В главной роли – Владас Багдонас.

Катерина Павлюченко, театровед

Римас Туминас для «Балтдома» своего рода крёстная фея. С его спектакля «Улыбнись нам, Господи» фестиваль некогда начинался, его постановкой «Минетти» продолжается. Что любопытно: в тот день, когда показ проходил в Петербурге, в Московском театре им. Евг. Вахтангова шёл спектакль-двойник. «Минетти» в постановке того же Римаса Туминаса, но с Владимиром Симоновым в главной роли. Если режиссёр, которого можно упрекнуть в чём угодно, но только не в ограниченности фантазии, решился сделать одновременно две редакции, значит, по его мнению, этот спектакль так сильно нужен?

В лобби маленького отеля, который готовится к встрече Нового года искусственной ёлочкой на стойке регистрации, появляется странный господин, который с первого же мгновения ломает привычно скучающий быт этого общежития. Он актёр. Его зовут Минетти. Он отверг классическую литературу. И прославился. Но 30 лет он не выходил на сцену. И вот получил от некоего режиссёра предложение: в честь 200-летнего юбилея городского театра выйти на подмостки ещё раз и сыграть короля Лира. Следующие полтора часа на сцене будет соло. Несмотря на то что Владасу Багдонасу «подыгрывать» будут ещё с десяток человек. Все они прекрасные артисты, но они в данном спектакле совершенно не важны. Они – колоритный фон (льстивые и равнодушные служащие отеля, дама лёгкого поведения, молчаливая пожилая чета, хоровод молодёжи, прекрасная незнакомка со смартфоном в руке), на котором разыграется большая человеческая драма.

Совершенно очевидно, что режиссёр не придёт. Это ожидание напрасно. Режиссёр для Минетти как Годо для Владимира и Эстрагона из пьесы Сэмюэла Беккета. Но только для беккетовских персонажей ожидание было способом прожить жизнь, а для Минетти ожидание с каждой минутой приближает неминуемую смерть. От разочарования и боли.

Удивительно то, что этот спектакль Туминас поставил на Багдонаса. Актёра, который, как никто другой, обласкан ролями и любовью зрителей. Он снимался и снимается в кино, он сыграл главные роли во многих спектаклях Эймунтаса Някрошюса, его приглашают в театры как в родной Литве, так и в России. Но, вероятно, такова природа таланта: не находит успокоения. Потому как Владас Багдонас, вопреки своим «орденам» и заслугам перед театральным искусством, совершенно очевидно играет о себе. Это он, отвергший классику, мечтает повернуть время вспять. Это он, сыгравший великие роли, оказывается, больше всего на свете боялся забыть текст, боялся не смочь сыграть своего Лира.

Это очень несовременный спектакль с той точки зрения, что сегодня так никто не играет: долгими панорамами, крупным планом, действием в рапиде. Сегодняшний зритель мыслит динамичнее, картинку привык наблюдать ускоренную. Туминас же заставляет свою публику остановиться, присесть и словно вспомнить о тех временах, о которых грезит бывший актёр Минетти. Временах, которые больше никогда не вернутся, но которые когда-то были прекрасны. В них Минетти блистал на сцене.

 

У каждого из нас свой Лир, своя сокровенная мечта. И счастливыми по-настоящему становимся мы только тогда, когда она сбывается. Но этого почти никогда не случается. Кто-то с этим смиряется, а кто-то, как Минетти – Багдонас, предпочитает выпить яд. И между «быть» или «не быть» выбрать второе.


//
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте