Мнения и комментарии

Бюджет заточат под модернизацию?

30 июня

Какой будет бюджетная политика России в ближайшие три года? Об этом рассказал вчера Дмитрий Медведев, который представил правительству и парламенту бюджетное послание


«Прозвучали не одни только красивые фразы и благие пожелания»

Михаил Ремизов, политолог и экономист, президент Института национальной стратегии:

– В бюджетном послании Дмитрия Медведева красной нитью проходила мысль о том, что экономическая политика должна работать в России на модернизацию и повышение уровня и качества жизни населения. Причем выступление президента состояло не только из красивых фраз и благих пожеланий – в нем хватало конкретных мер, призванных запустить в стране новую модель экономического роста. Не упования на «нефтегазовую халяву», а ставка на инновационное развитие – такова формула ожидаемого экономического успеха. Но какие положения в бюджетном послании Дмитрия Медведева можно назвать модернизационными?

Во-первых, это увеличение налоговой нагрузки на газовую отрасль, которая традиционно славилась сверхдоходами. Причем даже нефтяники жаловались на то, что газовики долгое время пользовались баснословными налоговыми преференциями. А ведь отчисления в бюджет и, как следствие, инвестиции в реальный сектор могли бы быть не в пример выше! Однако теперь в России наконец-то может появиться то, что я называю «налогом на благоприятную сырьевую конъюнктуру». От этой меры, если грамотно все организовать, обязательно выиграет реальная экономика.

Во-вторых, на модернизацию работает снижение налогового бремени на нефтеперерабатывающие предприятия. Казалось бы, всем очевидно, что НПЗ создают дополнительные рабочие места, повышают наукоемкость, способствуют внедрению новейших технологий – в общем, приносят огромную пользу. Однако в отечественной элите существует и иная точка зрения – мол, только добыча и продажа нефти в сыром виде гарантирует мгновенные и гигантские доходы, тогда как нефтепереработка требует огромных затрат и не дает моментальной отдачи. В своем выступлении Дмитрий Медведев поставил точку в этих спорах – бюджетной политикой государство будет поддерживать создание НПЗ.

В-третьих, на модернизацию работает дифференциация налоговой нагрузки в зависимости от соблюдения предприятиями экологических стандартов. Казалось бы, речь идет исключительно о защите окружающей среды. Но не тут-то было! Защита окружающей среды сегодня невозможна без внедрения передовых технологий – чем «инновационнее» то или иное предприятие, тем меньше вредных веществ оно выбрасывает в атмосферу. Так что эта мера способна задать правильную систему координат, если российское руководство всерьез заинтересовано в модернизации.

В-четвертых, новая бюджетная политика создает дополнительные стимулы для развития НИОКР и технологического перевооружения предприятий. И то, и другое – дорогое удовольствие. Поэтому нередко предприниматели, изнемогающие под ярмом гигантских налогов, не чувствовали никакой потребности в переводе своего производства на инновационные рельсы.

Есть в бюджетном послании и момент, связанный с налогом на недвижимость. На мой взгляд, этот налог является важным и полезным, но также и социально рискованным. Его параметры не определены. Существует опасение, что он может очень сильно ударить и по обеспеченному населению, и по той части среднего класса, для которого эта нагрузка будет чрезмерной. С другой стороны, он важен, потому что позволит усилить местные бюджеты и представляет собой форму относительно легкого администрируемого налогообложения крупных состояний.

 В подоходном налоге прогрессивную шкалу ввести сложно, потому что все равно большие зарплаты в этом случае будут прятать, но крупную дорогую недвижимость спрятать гораздо сложнее, чем финансовые потоки. Поэтому налог на недвижимость может быть такой мерой прогрессивного налогообложения на богатых. Опасность же в том, чем он может обернуться для бедных и людей среднего класса. На самом деле все зависит от того, какие конкретно параметры и механизмы этого налога будут введены.

В целом же в бюджетном послании президента расставлены верные акценты. Смещение налогового бремени в сторону ТЭК, а также алкогольных и табачных компаний дает шанс другим секторам экономики расправить плечи и запустить развитие. Только таким образом, как свидетельствует опыт нефтедобывающих стран, можно ликвидировать перекос в сторону «сырьевиков» и создать более современную экономическую модель.


«Разве приватизация сделает собственников эффективнее?»

Михаил Делягин, экономист и политолог, директор Института проблем глобализации:

– В бюджетном послании президента я нашел моменты, которые могут поставить крест на самой идее модернизации. Один из них – планы по масштабной приватизации огромного числа государственных предприятий, включая пресловутые госкорпорации.

Казалось бы, что здесь плохого? Частный собственник – более «эффективный менеджер», чем чиновник; он денно и нощно думает о том, как внедрить новые технологии, повысить качество продукции и победить в честной конкурентной борьбе. Увы, такие сказки существуют только в учебниках, выпускаемых на деньги либеральных фундаменталистов. В реальности же ситуация в современной России гораздо сложнее и проще всех этих наивных представлений. У нас от изменения формы собственности решительно ничего не поменяется – наши «эффективные менеджеры» способны эффективно воровать как на государственном, так и на частном предприятии. Если Россию захлестнет новая волна приватизации, то изменится только вывеска – суть от этого останется неизменной.

Можно вспомнить партийных номенклатурщиков конца 1980-х годов, которые решили стать владельцами государственных предприятий и из аппаратчиков перекраситься в «эффективных предпринимателей». Сегодня эта история повторяется на новом витке исторической спирали. Кроме того, в приватизации заинтересовано либеральное крыло российской элиты, считающее, что

отечественные предприятия должны перейти в руки западных корпораций. Россия от таких «слияний и поглощений» вряд ли выиграет – если с отечественными предпринимателями теоретически еще можно как-то договориться, то навязать свою волю западным «акулам капитализма» точно не получится.

Другой момент, привлекающий внимание в бюджетном послании, касается перераспределения полномочий между центром и регионами. Деньги на эту реформу уйдут огромные, но как она будет осуществляться – пока непонятно. Одна модель – жесткая централизация, сопровождавшаяся у нас монетизацией льгот. Другая – знаменитое ельцинское: «Берите суверенитета, сколько сумеете унести!» Понятное дело, что изменения в региональной политике назрели, но реформы должны быть нацелены на то, чтобы каждый регион мог самостоятельно развиваться.

Довольно странные ощущения у меня вызывает и идея поднять налог на недвижимость в тех регионах, которые к этому готовы. Но позвольте, мы же не США, где каждый штат может проводить такую налоговую политику, какая ему заблагорассудится! С помощью таких мер в России будет разрушено единство экономического пространства, которое, между прочим, гарантировано Конституцией РФ.

Наконец, отдельного упоминания достойна идея снижения единого социального налога. Казалось бы, это совершенно правильная и давно назревшая инициатива! Печалит только одно обстоятельство – сам налог носит регрессивный характер, то есть мало чем отличается для малых, средних и крупных предпринимателей. С такой налоговой политикой получается, что честность у нас – это привилегия исключительно богатых людей.

 

Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
27 апреля
суббота
+11
Облачно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь
29 апреля
понедельник
+17
Облачно