Взгляд

Чиновник по имени Сизиф

07 декабря

Бюрократический энтузиазм доходит до маразма, при виде которого не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать. «Не рассуждать! Исполнять!» – отвечают чиновники.

Не так давно позвонил знакомый. Пожаловался. Сам того не ведая, попал в экстремистский список Министерства юстиции. Точнее, попали книжки, которые он перевёл. Знакомый мой по профессии востоковед-текстолог, занимается авторами исключительно средневековыми и авторитетными, которым находилось место даже в Большой Советской Энциклопедии. И тем не менее.

Честно говоря, не поверила. Полезла проверять.

Последний раз список экстремистских текстов от Минюста я видела года два назад. Тогда он произвёл на меня сильное впечатление: все ссылки на запретную литературу мерцали синим цветом, то есть были активными. Этакая «библиотечка экстремиста». Чтобы не мучились граждане-радикалы, не сёрфили Сеть в поисках нужного произведения. Минюст всё собрал и сконцентрировал.

Теперь не так. Ни одной живой ссылки, зато сам список стал раза в два длиннее. Забиваю в поиск имя автора. Действительно экстремист. Сразу два текста Абу Хамида аль-Газали «Наставление правителям» и «Весы деяний» весной 2012 года признаны экстремистскими решением аж двух районных судов Оренбургской области. Это при том, что атеистически-материалистическая Большая Советская Энциклопедия считала этого автора мусульманским теологом и философом, который «сформулировал монотеистический суфизм, объединив его с умеренным ортодоксальным исламом, и стал фактическим его реформатором». Но оренбургские эксперты в БСЭ не заглядывают, попалось в тексте слово «джихад» – и достаточно. Не знаю, кто и почему попросил «проэкспертировать» эти тексты. Скорее всего, книжки изъяли у подозреваемых в экстремизме. А раз сами они экстремисты, то и литературу хранят исключительно экстремистскую. Зачем экспертам шариться по энциклопедиям? Интересно, если бы у подозреваемого радикала нашли «Незнайку на Луне», Николая Носова тоже заклеймили бы как автора экстремистской литературы? Как авторитетный эксперт истолкует такую цитату: «А кто такие эти полицейские? – спросила Селёдочка. – Бандиты! – с раздражением сказал Колосок»?

Перевод Корана с комментариями, выполненный Кайсыном Кулиевым, отмечен как экстремистский. Странно, что нет в списке академического перевода Игнатия Крачковского – там тоже как положено в Коране: и про убей «неверного», и про джихад. Но, видимо, те, кто под подозрением у спецслужб, предпочитают перевод Кулиева. Вот суды и штампуют…

В прошлом году чуть не проштамповали как «экстремистскую» «Бхагавад-гиту». В Ленинском районном суде города Томска, по представлению местной прокуратуры, с одобрения местных экспертов. И проштамповали бы, если бы не забастовки в парламенте Индии и международный скандал на уровне МИДа. Вот такие у нас суды, прокуроры, эксперты и Министерство юстиции.

Хотя почему только они? Роскомнадзор концепцию информационной безопасности детей составил тоже с помощью экспертов. Всю концепцию я не осилила. Почти тысяча страниц со сложными психологическими терминами: «Я-концепция», «ориентировочная деятельность», «коммуникативный подход»… Это ещё из самого простого. Но полностью прочитала уже проведённые для Роскомнадзора экспертизы. Там с полным психологическим обоснованием проанализированы на предмет вредоносности для детей и подростков опера «Волшебная флейта», концерт леди Гаги, каталог российской прессы «Почта России» и даже журнал «Турбизнес». С леди Гагой всё понятно. Каталог и журнал признаны безвредными на том основании, что они изданы для «взрослых, обладающих интеллектуальными и материальными ресурсами». А вот «Волшебная флейта» приговорена к маркировке 18+. Потому что там изображены попытки суицида (персонаж Памина и персонаж Папагено), подстрекательство к совершению преступления по статье 105 УК РФ (персонаж Царица ночи подговаривает дочь убить волшебника Зарастро), а также хулиганское поведение персонажа Памина, которая плюётся с целью оскорбить персонажа Моностатос, чем нарушает ещё какие-то статьи КОАП. Так что не для незрелой детской «Я-концепции» Моцарт писал свои сказки. Не могу понять, как сама пережила этот моцартовский ужастик, будучи восьмилетней. И дочь тоже слушала в нежном возрасте психологически опасный кошмар.

…Всё это было бы смешно, когда бы не было печально. Впереди у составителей списка экстремистской литературы и радетелей об информационной безопасности детей большая работа. Сколько спектаклей, фильмов, книг, песен и картин ещё не препарировано и не подшито в тот или иной чёрный список! Сколько побед и свершений у них впереди! Конца края у этой работы нет. Буквально сизифов труд.

 

Сизиф тоже был приговорён трудиться бесконечно, но он знал, что наказан за то, что обманывал богов и хотел избежать смерти. А наши прокуроры, судьи, чиновники и прочие эксперты, проверяющие Коран и Библию на экстремизм, а «Данаю», Есенина и «Аиду» на нравственность, уверены, что заняты общественно-полезным делом, ложатся спать с чувством выполненного долга, ждут похвал и государственных наград.

Марианна Баконина, обозреватель канала 100 ТВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+3
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно