Читай и смотри! Комментарии
У взяточничества в России богатые традиции
Анатолий Денисов, профессор Санкт-Петербургского технического университета
Значение госаппарата в России велико потому, что государство у нас в немалой степени контролирует и экономику, и политику, и даже духовную жизнь. А такой контроль требует мощной бюрократической машины. При этом в нашей стране деятельность госаппарата регламентируется законодательством недостаточно четко. И это дает бюрократии возможность постоянно расширяться. Попавшие, говоря старым языком, в номенклатуру люди пытаются – и, как показывает практика, небезуспешно – затащить туда же своих родственников и друзей. Ко всему прочему, это еще и облегчает жизнь чиновникам: тот же объем работы приходится на большее количество «специалистов».
Чтобы обеспечить себе безбедное существование, бюрократы создают на пути бизнесменов и обычных граждан всевозможные препятствия, преодолеть которые законным путем весьма затруднительно. По сути, есть только один путь – «сунуть в лапу».
Однако здесь надо сказать вот о чем. Чтобы кто-то брал взятки, надо, чтобы кто-то их давал. А в сознании россиян получение, а тем более дача взятки, в отличие, например, от воровства, не является чем-то уж очень предосудительным – многие наши соотечественники этого не скрывают и даже гордятся тем, что улаживают свои проблемы при помощи подношений.
Взяточничество у нас имеет, если можно так выразиться, богатые традиции. Брали взятки и в царское время, и в советское. Это происходило потому, что в нашей стране госаппарат играл большую роль при всех режимах. И Российская империя, и Советский Союз были не только централизованными, где почти все важные вопросы решались на самом верху, но и очень идеологизированными государствами. А это – питательная среда для бюрократии, на которую были возложены также функции утверждения и укрепления в обществе определенной идеологии.
В 1991 году вместе с Советским Союзом канула в Лету и коммунистическая идеология. Но вскоре обнаружилось, что в новой России нет ни развитого гражданского общества, ни эффективно действующих рыночных механизмов в экономике. Именно поэтому госаппарат не только не ослаб, но и, наоборот, укрепил свои позиции.
Уменьшение влияния государства на все стороны жизни страны приведет и к снижению роли бюрократии. Но это длительный процесс. Сейчас же нужно ужесточать наказания за коррупционные преступления. Известный постулат, что закон силен не тяжестью наказания, а его неотвратимостью, на мой взгляд, верен лишь отчасти. Все-таки чиновник должен знать: за взятки, вымогательство, связь с преступными группировками он не отделается двумя-тремя годами тюрьмы, а окажется за решеткой очень надолго.
Чиновники взяли на себя слишком много функций
Станислав Ткаченко, доцент факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета
Значительный и непрерывный рост численности государственного аппарата в постсоветской России представляет собой крайне любопытный феномен для исследования. У этого явления несколько причин, и едва ли можно назвать главной какую-то одну. Главные все: и растущий спрос на качественные слуги со стороны государственного аппарата, которые он не в состоянии предоставить прежним числом своих сотрудников, и желание сохранить занятость среди госслужащих, и стремление иметь значительный государственный сектор экономики, вызванное высокими ценами на энергоносители и отсутствием в связи с этим необходимости в структурных реформах.
Следует отметить, что, если бы такие реформы были бы проведены, российская экономика, скорее всего, имела бы меньший по размерам государственный сектор и меньший государственный бюджет. И это не так плохо. Являясь благом в кризисные времена, огромный госбюджет в периоды стабильного развития экономики подрывает частную инициативу, сокращает инвестиционную привлекательность для частного капитала, делает хозяйственную жизнь непрозрачной.
Предыдущие попытки реформирования госаппарата были малоуспешными в силу отсутствия ясного представления, чем именно этому аппарату следует заниматься. В патерналистском государстве, которое постепенно утверждается в нашей стране, чиновники призваны делать практически все: заменять собой институты гражданского общества, управлять экономикой и социальной сферой и так далее. Для выполнения всех этих функций и нужен огромный аппарат, состоящий из специалистов самых разных отраслей.
Можно ли повысить эффективность этой огромной неповоротливой машины? Да, но нужно решить несколько весьма сложных задач.
Первое – определить оптимальные параметры присутствия государства в административной сфере и экономике. Они должны быть существенно меньше, чем это происходит сегодня.
Второе – создать систему срочных контрактов для представителей среднего и высшего звена аппарата, которая позволила бы увязывать результаты труда чиновника с его карьерным ростом. Увольнение нерадивого чиновника должно стать рутинным явлением, а не выдающейся победой его начальника.
Третье – использовать механизм аутсорсинга для многих функций, которые не свойственны чиновникам и которые представители бизнеса или гражданского общества выполнят гораздо успешнее и дешевле.
Четвертое – лишить чиновников возможности по своему усмотрению распоряжаться средствами государственного бюджета, доводить до суда все случаи коррупции. Получение должности в госаппарате не должно рассматриваться как лицензия на коррупцию.