Взгляд

Читатель жив… Но какой именно читатель?

16 июня

Современному человеку чтение необходимо. Однако его следует учить разбираться в текстах.

Недавно заскочил в букинистический магазин. Есть у меня несколько любимых мест, где в свободное время пробую выудить хорошую книгу. Улов на этот раз оказался существенным: три книги о питерских архитекторах, карманное издание Библии, да у самого входа углядел роман современного англичанина, которого почему-то наши издатели переводить не торопятся.

У кассы неожиданно создался затор. Передо мной стояли отец с сыном и выкладывали на прилавок отобранные с полок книги. Всего на две тысячи с большим гаком. Подбежала продавщица и поднесла детское издание «Книги джунглей», то, что обычно обозначают «Маугли». А в стопках я приметил и Даниэля Дефо, сэра Вальтера Скотта, Александра Дюма, Роберта Стивенсона – все, что молодому человеку двенадцати лет от роду прочитать просто необходимо. 

– Ну, хватит тебе на лето?! – озабоченно спросил сорокалетний папаша.

Сын подумал и кинул в ответ нерешительно: 

– Пожалуй, что нет…

– Ну, так давай еще что-нибудь выберем…

Они вернулись в салон, а я расплатился и заторопился по делам.

Все-таки есть читатель! Да и куда ему, родимому, деться! Существует расхожее мнение, будто люди перестают читать. Но какой смысл мы вкладываем в это утверждение? Какие люди? Что читать? И что означает сам глагол? Да, читают сейчас мало. Но когда же читали больше? Просто в советские времена книга как таковая была дефицитом, а потому сделалась знаком, символом некоторого общественного успеха. О книгах говорили, ими хвастали, но истинных любителей чтения и тогда было очень немного.

Конечно, изменился круг чтения. Так, в США появился новый литературный жанр – street lit. Книги, написанные в буквальном смысле подонками, – теми, кто родился на дне общественной жизни, да так и остался. И опусы их находят издателей! Более того, расходятся тиражами в десятки и сотни тысяч копий. Об этом я прочитал в статье Дмитрия Равинского, опубликованной в сборнике «Современный читатель». Книга издана Российской национальной библиотекой (РНБ), где в прошлом году и прошла конференция с таким названием.

«Проблема чтения в современном мире оказывается болевой точкой пересечения оте-чественной и зарубежной литератур» – так заключает свою статью профессор Мария Черняк. Речь идет о проблемах развития читателя, о модусе его существования в нынешнем мире: эволюционировал он или мутировал. Но в любом случае он не умер, как не скончался и автор в пику французскому философу Ролану Барту.

Проблема современного общества в другом: выросли – в социальном смысле, то есть выплыли на поверхность, – новые слои общества, для которых читать не естественно, но необходимо. Людей нужно учить чтению хотя бы в самом прагматичном отношении – народ должен уметь разобраться в конструкции бытовой техники. Это не шутка. Когда я начал свою деятельность заводского инженера лет сорок тому назад, одной из моих обязанностей было писать инструкции лаборантам. Начальник объяснил мне, что «легенды», прилагаемые к приборам, написаны для другого уровня мышления. А лаборантам нужно предложить простейший алгоритм действий: нажать кнопку один, положить образец под датчик четыре, повернуть рычажок три etc. Теперешняя стиральная машина, несмотря на все ухищрения системы «защиты от дурака», все-таки представляет собой агрегат достаточно сложный для обычного потребителя. То есть, даже отводя в сторону романы и метафизические трактаты, современный человек оказывается один на один с множеством текстов, подчас для него непосильных. Так появляется проблема «функциональной неграмотности».

Об этом написана и книга How to increase reading ability («Как развить способности к чтению»). Она занимает изрядное место на моих тесных полках, в ней около девяти сотен страниц, и все о том, как научить людей разного возраста разбирать буквы, слова и фразы. Купил я ее за 30 рублей (где – не скажу) и уже год собираюсь с духом приступить к изучению труда двух английских исследователей. Работа выдержала не одно издание – мне досталось восьмое, 1985 года, и, думаю, с тех пор к ним прибавилось как минимум два. Иными словами, проблема чтения как искусства распознавания текста существенна для всего человечества.

А знакомство со сборником РНБ утвердило меня еще в ощущении, что электронные ридеры печатной книге отнюдь не соперники. Современные исследователи предполагают, что существует по крайней мере шесть уровней чтения: слоговый, словесный, фразовый, сверхфразовый, панорамный и творческий. А электронные гаджеты просто в силу своего устройства не позволяют читателю выйти на два верхних уровня. Даже сверхфразовое чтение на дисплее любого рода становится достижимым только тому, кто уже овладел этим уровнем на страницах печатной книги. Что же можно закачать в ридер? Да только те книги, которые можно читать по складам, словам, фразам. Подготовленный читатель volens nolens берется за текст, отпечатанный в типографии. Как тот юноша, с которым я столкнулся в букинистическом магазине.

Владимир Соболь, писатель, лауреат Государственной премии России
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+11
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь