Экономика

Что нам сулят экономисты?

21 января

Опростоволосившись год назад, в начале 2010-го специалисты дают куда более взвешенные прогнозы

Если сапер, как известно, ошибается только один раз, то, например, метеорологи могут себе позволить сколь угодно осечек. Но еще чаще, чем метеорологи, ошибаются экономисты. Вспомните, какие были прогнозы в начале прошлого года и что из этого сбылось. Но несмотря на ошибочность большинства прогнозов – хоть погодных, хоть экономических, – люди все равно ими интересуются. Отчасти это свойство человеческой природы, но дело еще и в том, что даже в неточном прогнозе есть доля правды.

Классическую ситуацию с долгосрочным прогнозированием описал Пушкин.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?» – вопрошал волхва князь Олег.
Тот, как известно, отвечал:
«…Примешь ты смерть от коня своего!»

Князь тут же принял меры предосторожности – удалил от себя коня и более никогда на нем не ездил. Что было дальше – все помнят. Пережив смерть коня, князь озлобился на кудесника, давшего ложный прогноз. Но в итоге слова волхва оправдались, хотя и совсем не так, как представлял себе Олег, а возможно, и сам кудесник.

С качественными экономическими прогнозами тоже все получается по Пушкину: они сбываются, – правда, не тогда и не так, как полагали их авторы и публика.

…Если в начале прошлого года от прогнозов было не продохнуть – не только главы МВФ, Давосского форума или Всемирного банка, а каждый приват-доцент и начальник ЖЭУ готовы были предречь, что нас ждет в судьбоносном 2009 году, – то сейчас, когда выяснилось, что 99 процентов всех пророчеств оказались пустышками, прогнозистов заметно уменьшилось, а оставшиеся стали намного скромнее. Так что обзор предсказаний на наступивший 2010 год, с одной стороны, делать проще – версий меньше.
Итак, что же сулит нам 2010 год?

Когда доллар станет «деревянным»?

В чем сходятся подавляющее большинство экспертов всех стран, так это в прогнозе относительно доллара: не долго ему быть мировой резервной валютой. Впрочем, на этот год крепости доллара еще хватит. Центробанки большинства стран мира поддерживают американскую валюту – ведь и государственные резервы, и накопления частных лиц хранятся именно в долларах. Но «американец» потерял больше, чем покупательную способность – он потерял доверие. Только государственный долг США составляет 12,2 триллиона долларов. А суммарный оценивается в 40–60 триллионов. И в рамках антикризисных мер ФРС продолжает накачивать свою страну ничем не обеспеченной наличностью. Это не ошибка, а политика – американцы, как всегда, заставляют весь мир оплачивать их проблемы. Ведь отдавать долги дешевым долларом проще, чем дорогим.

Отсюда и прогноз: доллар устоит, но будет продолжать дешеветь. Запасной резервной валюты в мире нет, поэтому лидеры «двадцатки» на прошлогодних совещаниях пришли к мнению, что в качестве резерва придется использовать валютную корзину из пяти-семи валют: доллар, евро, фунт, иена, швейцарский франк, а также, возможно, рубль, юань, южноафриканский ранд.

Пока же экономика США демонстрирует симптомы как выздоровления (ВВП понемногу растет), так и болезни (падает покупательский спрос, американцы продолжают терять купленное по ипотеке жилье), в то время как бюджет вынужден оплачивать две дорогостоящие военные кампании – в Афганистане и Ираке. В целом прогноз для США на этот год благоприятный, но уже никакие успехи американской промышленности и науки не в состоянии помочь доллару, который давно уже живет своей самостоятельной жизнью.

Россия получит сто первый шанс

В России и экономическая модель, и порядки какими были до кризиса, такими и остались: нефть, газ, госзаказ, бюрократия и монополизация. Но события прошлого года изменили мышление людей.
И до кризиса все в России понимали, что наша сырьевая модель – конструкция неустойчивая, что нужно восстанавливать науку, автопром, авиапром, машиностроение, легкую промышленность... Но всем хотелось сначала наесться, побаловать себя новыми телевизорами, ноутбуками, машинами, квартирами, пусть даже купленными в кредит. Благо поток нефтедолларов ручейками разливался – напрямую и через бюджет – по всем сферам. Но прошлогоднее обвальное падение цен на нефть показало, что ждать больше нельзя – нужно восстанавливать экономику. Об этом на каждом совещании говорил в прошлом году президент, об этом же твердят все министры, экономисты, да и простой народ. И судьба дала России еще один шанс построить нормальную экономику: цены на нефть вновь выросли, вновь потекли в бюджет деньги. Значит, можно будет обойтись без банкротств, без массовой безработицы, без урезания социальных расходов, можно будет получать государственные заказы и брать кредиты в банках.

Это не второй, а, наверное, уже сто первый шанс. Сумеет ли страна им воспользоваться?

Пока что признаков экономической перестройки в России нет. По-прежнему черной дырой является вся сфера госзаказа – от строительства дорог до разработки «Булавы». Денег туда вливается немерено, но аппетиты господрядчиков (и распределяющих деньги чиновников) растут еще быстрее. Почти столь же неэффективен частный сектор. Он не предложил пока ни новых моделей автомобилей, ни новых российских самолетов (программа строительства «Супер Джетов» сорвана), ни кораблей, ни станков…
Исключение из общего печального правила – это сельское хозяйство, которое когда-то тоже было «черной дырой», а теперь стало единственной отраслью, которая с благодарностью откликается даже на мизерную бюджетную поддержку, реально внедряет новые технологии и ставит рекорд за рекордом. Возможно, потому, что это единственная сфера без олигархов и с реальной конкуренцией.

Но ведь год только начался и шанс еще никуда не делся. Как мы им воспользуемся? Большинство экспертов считают, что чисто рыночный путь нам не подходит, точнее – он был бы слишком болезненным. Пришлось бы, как американцам, беспощадно банкротить неудачников, отбирать за долги квартиры и дома, заставлять людей гоняться за любой работой. К такому мы не привыкли. Более вероятно, что власть использует для модернизации административный ресурс – в приказном порядке заставит все крупные предприятия, естественные монополии разрабатывать и внедрять новые технологии, создавать новую продукцию. В Китае именно так и делали. Правда, там за неисполнение решений «партии и правительства» можно угодить в лагеря, а за воровство бюджетных денег – и под расстрел. Но ведь не Китай, а Советский Союз придумал эту модель – именно так у нас в кратчайшие сроки была создана атомная бомба и атомная энергетика, именно так создавалась космическая отрасль. Использованию административного ресурса на благо страны мы можем поучить (и уже научили) весь мир.

Однако такой сценарий – тоже всего лишь вероятность. Россия может прожить нынешний год так же, как прошлый, – ничего не меняя. Нынешние цены на нефть и солидные остатки Резервного фонда это позволяют.

Наиболее же реальный вариант – эклектическое сочетание разных сценариев. В одних отраслях ничего не изменится, в других начнется «ползучая модернизация», а кое-кто, к примеру энергетическое машиностроение или атомная промышленность, может совершить технологический и экономический прорыв.

Евро рискует заболеть «испанкой»

Вообще-то у еврозоны были бы неплохие перспективы на этот год – Германия, Франция, Италия уже почти оправились от кризиса. Но в европейском меде имеется несколько огромных ложек дегтя.
Первая ложка – это Испания, Греция и Португалия, которые стоят на пути к государственному банкротству. Хуже всех дела в Греции: ее госдолг – 120 процентов ВВП. Хуже только в Японии – 200 процентов (долг США – 100 процентов, России – 9,8 процента). Рассматривается даже возможность выхода Греции из зоны евро – свои собственные деньги можно было бы безбоязненно девальвировать и жить, как Россия в девяностые годы. Но это был бы удар по всей зоне евро. Поэтому успешные страны ЕС вынуждены отрывать от себя последнее, но помогать названной выше тройке, что, конечно, тормозит восстановление всей европейской экономики.

Вторая ложка дегтя – это Восточная Европа. Болгария, Румыния, Венгрия тоже постоянно просят помощи, но Германии и Франции всех просто не прокормить.

И третья ложка – это «постсоветские» новички: Литва, Латвия и Эстония. Их крохотные экономики на ситуацию в целом по ЕС практически не влияют, но наносят еврозоне огромный моральный ущерб. Эти страны вступали в Евросоюз в поисках лучшей жизни. Их руководители безусловно выполняли все рекомендации и решения старших европейских товарищей. И что толку? В этих странах растет не ВВП, а безработица и долги.

Что будет с Европой в нынешнем году, прогнозистам угадать несложно. Ветераны ЕС будут нести двойную ношу – и свои проблемы решать, и менее успешным соседям Юга и Востока Европы помогать. Поэтому экономического прорыва в Европе не случится.

Китай будет занят собой

Сегодня нет ни одного макроэкономического прогноза, в котором не подчеркивалась бы великая роль Китая. С ним связывает все надежды и чаяния наступившего года и западный мир, и Южное полушарие (Латинская Америка, Африка), и отчасти Россия. В прошлом кризисном году рост ВВП КНР составил почти 7 процентов, а в нынешнем, не исключено, опять будет измеряться двузначными цифрами. Именно благодаря китайскому спросу растут сейчас цены на металлы и нефть, Китай поддерживает курс доллара и евро. Многие специалисты прочат юаню роль новой мировой валюты, а Китаю – пост мировой державы № 1.
Правда, есть и скептики, напоминающие, что азиатские «экономические чудеса» – японское, корейское и прочие, – базирующиеся на государственном контроле за экономикой и стимулированием экспорта, в конце концов приводят к кризисам и длительной стагнации. Китай, впрочем, учел печальный опыт Японии, долгое время жившей за счет экспорта в США: по-прежнему зарабатывая основные деньги на поставке своих товаров в США и ЕС, китайцы в прошлом году начали расширять и внутренний спрос. Но, чтобы китайцы могли покупать свои же товары, нужно повышать оплату труда, а это лишит страну важнейшего конкурентного преимущества – дешевой рабочей силы. И в итоге Китай пойдет по западному пути развития со всеми его плюсами и минусами.

Но даже если эта держава счастливо избежит всех соблазнов и опасностей, сохранит свою уникальную модель и станет (хотя и не в этом году) самой крупной экономикой мира, лидера из Китая все равно не получится. Он развивался и развивается за счет импорта технологий. Он не создает свое, а покупает и усовершенствует чужое. Поэтому Китай всегда на шаг позади. Лидер же – тот, кто рождает новые идеи. Таким был Советский Союз, такими были и остаются США, таков Евросоюз. Впрочем, самих китайцев вполне устраивает роль всемирной мастерской. В нынешнем году Китай будет, как и всегда, решать свои внутренние задачи, не вмешиваясь в дела остального мира.

компетентно

Доминик Стросс-Кан, глава Международного валютного фонда (МВФ):
– Мы должны быть очень осторожными, поскольку текущее восстановление остается крайне неустойчивым. Повышенный риск для мировой экономики несут дешевые деньги, заливающие развивающиеся рынки, что чревато образованием новых «пузырей» на рынках активов. Главной проблемой правительств и центробанков по-прежнему является адекватный выход из режима чрезвычайной поддержки финансово-экономической системы. Если мы прекратим эти меры слишком рано, возникнет угроза повторной рецессии.

Евгений Надоршин, советник министра экономического развития РФ:

– Одна из основных проблем нынешнего кризиса, в частности для нашей страны, вовсе не в том, что он нарушил привычную жизнь многих финансовых рынков или лишил наших заемщиков длинных денег, оставив их под гнетом долгового беремени. Проблема в том, что кризис нарушил работу двигателя, обеспечивавшего рост экономики на протяжении последних лет, – перестало расти потребление частного сектора. В статистике это довольно ярко заметно в поведении домохозяйств. С весны 2009 года население России предпочитает сокращать долю своих расходов, наращивая взамен накопления, которые стабильно держатся в районе максимумов последнего десятилетия. Это заметно сказывается на видах деятельности, ориентированных на конечное потребление, которые и толкали экономику вперед до катаклизма. Например, розничная торговля, казалось, так неплохо преодолевшая первые полгода кризиса, медленно, но верно планирует вниз. Даже недостаток кредитов, на который так жаловались многие еще год назад, уже не беспокоит — спрос на них упал в разы.

Даниэль Хофманн, главный экономист Zurich Financial Services, соавтор ежегодного доклада Всемирного (Давосского) экономического форума:
– Риск бюджетного кризиса в развитых странах по сравнению с прошлым годом удвоился, если не утроился. К 2014 году совокупный объем государственного долга в странах «Большой двадцатки» вырастет с 78 процентов ВВП в докризисном 2007 году до 118 процентов ВВП. В течение 2008–2009 годов страны-должники набрали долги на сумму 8,5 триллиона долларов. Стоимость их обслуживания составляет 450 миллиардов в год. Вдобавок во многих развитых странах быстро растут социальные и пенсионные расходы, что обостряет проблему бюджетного дефицита. Примеры Дубая и Греции являются первыми сигналами.



По мнению Goldman Sachs (крупнейший инвестиционный банк и «мозговой центр» всемирной экономики), экономический рост в странах БРИК в 2010 году более чем вдвое превысит среднемировой рост. Именно в эти страны эксперты Goldman Sachs рекомендуют направлять инвестиции для получения наибольших прибылей. В число восьми самых прибыльных видов деятельности в 2010 году банк называет покупку российских акций на «длинные позиции» в ожидании роста их стоимости. За 2010 год этот портфель, по прогнозам банка, может вырасти почти на четверть.

кстати

Важней всего погода в мире

Может случиться так, что в нынешнем году финансовые бури покажутся мелкими неприятностями по сравнению с природными бурями и другими стихийными явлениями.

По заявлению Всемирной метеорологической организации (ВМО), климат Земли продолжает изменяться. Не просто «глобально теплеть», а меняться кардинально. В декабре и январе впервые за много десятилетий морозы и снегопады охватили все Северное полушарие. В прошлые годы снег и холода наблюдались то в Европе, то в США, то в Китае, но никогда – во всем полушарии одновременно.

Ничего совсем уж аномального не случилось, но выяснилось, что ни США с Западной Европой, ни хваленый Китай оказались не в силах справиться со снегом. Не хватает ни опыта, ни технических ресурсов. Мощнейшие державы мира оказались почти бессильны перед обычной непогодой. А если в следующий раз она будет уже не обычной, а по-настоящему аномальной? Если ударят сорокаградусные морозы и снега по всему свету выпадет как в Петербурге? Можно не сомневаться – народам и правительствам будет не до фондовых индексов, людям придется бороться за выживание.

За последние спокойные полвека человек слишком уж поверил в силу и возможности техники, но эта вера наивна. Ураган «Катрина» по мощи превосходил весь ядерный арсенал США (ведь даже в обычной летней грозе содержится энергия до десяти ядерных бомб). И последствия этого урагана были сравнимы с последствиями ядерного удара. Кто поручится, что в новом году ураганов не станет больше?
Еще одно предупреждение – землетрясение на Гаити, в сейсмически малоопасной зоне. А перед этим было разрушительное землетрясение в Китае. В 2004-м – подводное землетрясение в Индийском океане, в результате которого цунами унесло жизни 230 тысяч человек.

Все это – а также увеличение количества засушливых зон, таяние ледников, подъем уровня Мирового океана в сотни раз опаснее финансовых кризисов. А уж последствия возможной смены магнитных полюсов Земли вообще представить невозможно.

В общем, погода, изменения климата и стихийные бедствия в нынешнем и будущем годах могут стать самыми мощными факторами влияния на мировую экономику и политику.

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно
28 апреля
воскресенье
+11
Слабый дождь