Планета

Что предвещает «Рассвет Одиссея»?

21 июля

 

На днях исполнилось четыре месяца с начала натовской операции в Ливии. «НВ» попыталось разобраться в причинах и возможных последствиях «первой войны XXI века»

«Маленькая война с большими последствиями» – именно так, возможно, назовут конфликт в Ливии историки будущего. Вот уже пять месяцев военная машина НАТО буксует в ливийских песках, будучи не в силах призвать к покорности маленькую североафриканскую страну с шестимиллионным населением. Неизвестно и то, чем закончится «крестовый поход» против Муамара Каддафи – убийством «Брата-лидера», разделом Ливии на две части или ее превращением во второй Ирак. Но уже ясно, что при любом раскладе мир точно не будет прежним: мы начинаем жить в новой реальности.

Ровно четыре месяца назад «свержение режима Каддафи» казалось его инициаторам легкой прогулкой, дающей шанс на молниеносную победу. Как красиво все замышлялось! Возмущенный народ в едином порыве свергает диктатора-террориста. Затем ливийцы получают демократию, свободу от бесплатной медицины, образования и прочих «притеснений режима», а западные корпорации забирают себе нефть. Как говорится, все счастливы. Но события в Ливии пошли не по западному сценарию – ливийский лидер оказался слишком крут и нарушил все негласные правила, соблюдаемые в современном «цивилизованном мире».

Надежды на освободительную борьбу ливийцев против узурпатора, увы, не оправдались – повстанцы из Бенгази хороши как комические актеры, но не как воины. Они умеют грозно трясти «калашниковыми» и плясать вокруг подбитых танков, но на поле боя частенько разбегаются уже при виде вражеской пушки. К тому же в этой разношерстной компании «тираноборцев» доверять-то особо некому. Благообразные демократы и монархисты составляют в Бенгази меньшинство, а большинство – «псы войны» со всего Ближнего Востока.

1 июня НАТО продлило сроки ливийской операции еще на 90 дней, но что делать с Каддафи, Барак Обама, Николя Саркози и Дэвид Кэмерон не знают. У альянса осталась лишь одна возможность одержать победу – наземная операция. Собственно, она уже частично началась – с начала июня в Ливии летают британские и французские вертолеты, считающиеся элементами сухопутных сил. А в штабе НАТО, по слухам, завершаются приготовления к введению в страну иностранных «миротворцев».

Однако победа НАТО в Ливии может обернуться катастрофическими последствиями для всего нынешнего миропорядка. По сути, мы являемся свидетелями того, как в крышку гроба международного права вколачивается последний гвоздь. Разумеется, нарушений законности хватало и раньше – но эти нарушения, по крайней мере, так и квалифицировались. Войны в Югославии и Ираке (в 2003 году) США и их союзники развязали без разрешения Совета Безопасности ООН, фактически действуя вне правового поля. А после авантюры в Ливии на этом «поле» может топтаться кто угодно – приняв резолюцию 1973, Совет Безопасности узаконил расстрел целого государства. А ведь вмешательство во внутренние дела суверенных государств полностью противоречит Уставу ООН.

– Вы можете представить себе ситуацию, при которой суд оправдывает убийцу только потому, что тот объясняет свои деяния необходимостью защищать детей от ментовского произвола? Разумеется, нет. Но именно это произошло на наших глазах в глобальных масштабах! – считает политолог Михаил Делягин.

 Что же явилось обоснованием западного «крестового похода» против Ливии? Создание лагерей смерти, факты геноцида, массовые убийства. В резолюции 1973 именно так и написано – хотя никакого расследования не проводилось, а «убийственные факты» до сих пор не подтверждены. Единственные «доказательства» – леденящие душу рассказы повстанцев в эфире западных и арабских телеканалов. Но с тем же успехом можно организовать «гуманитарную интервенцию» против «диктатора Марса» – на основании голливудского триллера о нашествии марсиан!

По данным европейской прессы, примерно 70 процентов жителей Ливии поддерживают Муамара Каддафи или хранят нейтралитет. От кого тогда натовцы собираются их защищать? Судя по ходу операции «Рассвет Одиссея», НАТО считает мирным населением мятежное меньшинство, а не лояльное Каддафи большинство.

Безнаказанность этой авантюры будет провоцировать Запад на новые подвиги. Уже сейчас США и Франция рвутся в бой против «сирийского льва» Башара Асада – от нового кровопролития регион пока удерживает лишь незавершенность ливийской истории и внезапно проснувшаяся принципиальность России и Китая в Совете Безопасности ООН. Но это – пока. Причем самое страшное – главный конфликт XXI столетия уже сейчас приобретает зловещие черты столкновения цивилизаций. «Крестовый поход» против Ливии проходит на фоне роста эмиграции из стран Магриба в Европу, «поправения» Старого Света, убийства Усамы бен Ладена в Пакистане, демонстративного сожжения Корана американским пастором и последовавшими за ним волнениями в Афганистане. Все это увеличивает трещину между Западом и исламским миром, суля человечеству крупные геополитические катаклизмы.


«Ливийцы разочаровались в России»

Как сейчас живут простые ливийцы? Что изменилось в стране с началом бомбардировок? Об этом в телефонном интервью обозревателю «НВ» рассказала украинская медсестра Вера ОСИПЕНКО, уже 15 лет живущая и работающая в ливийской столице.

– Вера, какая у вас обстановка?

– Пока, слава богу, тихо. Бомбардировок нет, город живет обычной жизнью. Но это впечатление обманчиво – стоит только успокоиться, как нас начинают бомбить с удвоенной силой. В общем, расслабляться не приходится. Но, вы знаете, человек ко всему привыкает – мы уже перестали реагировать на гул самолетов. Относимся к нему как к назойливому комариному жужжанию, не более того.

– Как повлияли бомбежки на жителей Триполи?

– У людей исчезло чувство безопасности. Когда в любой момент твой дом может превратиться в груду развалин, это сильно влияет на твое мироощущение. Не так давно в Триполи разгромили телецентр. Спрашивается, зачем? Какой военной необходимостью продиктован этот поступок? Неужели журналисты, операторы и гримеры могли как-то нарушить бесполетную зону? Неподалеку от нашего дома видна большая воронка – ее оставил «Томагавк», пущенный с натовского корабля. А у моих коллег во время очередной бомбежки погибли родственники – ракета попала в их дом, когда они были на работе. Вот так НАТО защищает гражданское население!

От ночных бомбардировок больше всего страдают маленькие дети. Каждый вечер они приходят к родителям в слезах и спрашивают: «Мама, нас будут сегодня бомбить или нет?» Детишки не могут заснуть, а многие от пережитого ужаса теперь страдают недержанием мочи. Война ведь сильнее всего бьет по детской психике.

В остальном Триполи живет как раньше. По вечерам люди собираются в кафе, курят кальян, обсуждают новости, громко смеются. Магазины работают в обычном режиме, никакой серьезной инфляции нет. Только бензин у нас в дефиците – на автозаправках выстраиваются километровые очереди. Мой муж три часа назад поехал заправляться, и его до сих пор нет. И знаете, почему наши «защитники» заблокировали нам поставки бензина? Якобы они не хотят, чтобы Каддафи заправлял свои танки и бронетранспортеры. Как будто натовцы не в курсе, что военная техника работает на дизельном топливе! Цирк да и только!

– Зачем же НАТО все эти уловки?

– Мне кажется, они специально пытаются создать невыносимые условия, чтобы ливийцы сами сбросили «кровожадного тирана». Расчет таков: люди устанут от бомбардировок и заставят Каддафи уйти. Но пока бомбежки приводят к обратному результату. Не знаю, как в Бенгази и Мисрате, но у нас в Триполи народ сплотился вокруг Каддафи. Каждую пятницу в центре идут демонстрации в поддержку правительства, на которые людей никто специально не сгоняет. Народ валом валит на них, что называется, по зову сердца. Даже молодые люди, которые недавно мечтали о революции, после начала бомбардировок побежали записываться в добровольцы. К нам даже перебираются бывшие повстанцы из Бенгази, которые не хотят чувствовать себя предателями, воюя на стороне Запада. Споры о том, плохой Каддафи или хороший, отошли на задний план – ливийцы сражаются за свою свободу и независимость. И чем яростнее бомбят Ливию, тем сильнее они рвутся в бой. Такой здесь народ.

– Жизнь под бомбами – это постоянный стресс. У вас не было желания бросить все и бежать домой, на Украину?

– Когда начался весь этот бардак, мы отправили ребенка к родителям в Запорожье. Я не хочу, чтобы с ним что-то случилось. Но мы с мужем решили остаться в Триполи. Наши родственники крутят пальцем у виска и называют нас сумасшедшими, но иначе поступить мы не могли. Понимаете, мы настолько сроднились с этой страной, что покинуть ее в трудный час… ну, это было бы некрасиво с нашей стороны.

 Ливия подарила нам пятнадцать лет счастливой, беззаботной жизни. Когда на Украине началась безработица и приватизация, ливийцы дали нам работу, жилье, стабильный заработок и уверенность в завтрашнем дне. Народ здесь живет очень добрый, открытый, по-детски наивный – к нам они относятся со всей душой. Поэтому, прожив столько счастливых лет бок о бок с ливийцами, мы просто физически не можем покинуть их в трудную минуту. И мы здесь не одни такие – многие русские врачи остались в Ливии после начала войны. Кто тут без нас работать-то будет? Я сотрудник диабетического центра. Диабетиков здесь – тысячи. Но только мы готовы выходить на ночные дежурства и оказывать больным квалифицированную помощь. Ливийцы нам за это даже ручки целуют – настолько они благодарны! Хотя, конечно, многие россияне все же перебираются на Родину. И народ относится к ним с пониманием – что делать, у каждого своя жизнь, своя семья...

– Как здесь вообще относятся к русским? Россия ведь заняла двойственную позицию по Ливии…

– Ливийцы с огромной симпатией относятся ко всем иностранцам, работающим в Ливии, а русских так вообще любят. Сказываются времена, когда Советский Союз считался «старшим братом» и образцом для подражания. Но под влиянием всех этих политических передряг отношение к России как к государству ухудшилось.

Прозрение наступило не сразу. Когда Россия промолчала при голосовании за резолюцию Совбеза ООН № 1973, то есть, по сути, поддержала агрессию, ливийцы вышли на демонстрации с плакатами: «Спасибо тебе, Россия!» Я была этому удивлена. Представляете, они были рады тому, что русские хотя бы «воздержались»! Но после того как ваше руководство вызвалось помочь Западу «уйти» Каддафи, народ воспринял это как удар в спину и сильно разочаровался в России. Оказалось, что справедливая, добрая, великодушная Россия ради дружбы с Америкой может «кинуть» кого угодно.

– Скажите, а вам самой не бывает страшно?

– Конечно бывает. Никто ведь не знает, куда упадет очередная бомба – на резиденцию Каддафи, на телецентр, на больницу или на твой дом. Но мы с мужем фаталисты. Сотни людей каждый день тонут в море, попадают под машину или сгорают в пожаре. Смерть может настигнуть тебя хоть в горячей точке, хоть в мирной, благополучной стране. Так что мы живем по принципу: «Чему быть, того не миновать».

 

 

 

Кому выгодна война в Ливии?

 

Версия № 1. Запад прибирает к рукам ливийскую нефть

В последние годы нефтедобыча достигла своего пика, в 2012 году она пойдет на убыль, а сырьевые аппетиты США, ЕС и «азиатских тигров» будут только расти. В свете начавшейся битвы за ресурсы Запад пытается уже сейчас прибрать к рукам все хоть сколько-нибудь значимые нефтяные скважины. Ливия же первой после Ирака попала «под раздачу» из-за непредсказуемости ее лидера. Что, если бедуин-эксцентрик перекроет западникам вентиль и переориентирует поставки сырья в пользу Китая и Индии? Такого поворота событий допустить нельзя!

Впрочем, при всей своей революционности Муамар Каддафи в последние десять лет пытался найти общий язык именно с Западом и охотно подписывал контракты с европейскими компаниями. Вплоть до февраля 2011 года эта ситуация всех устраивала – Сильвио Берлускони улыбался ливийцу белозубой итальянской улыбкой, Николя Саркози позволял ему ставить бедуинский шатер напротив Елисейского дворца, а Лондонская школа экономики давала ученые степени его сыну Сейфу аль-Исламу. Конечно, США и Великобритания, чьи компании Каддафи выдворил из Ливии, чувствовали себя чужими на этом «празднике углеводородной жизни». Однако ливийское направление никогда и не было приоритетным для англосаксонских сырьевых интересов.

Так почему вдруг НАТО обрушилось на Ливию, исправно поставлявшую Западу свои ресурсы? Ответ на этот вопрос хотел бы получить прежде всего сам Каддафи. «Вам нужна наша нефть? Мы готовы заключить с вашими компаниями любые контракты!» – вопрошал ливийский лидер под градом «гуманитарных» бомб.


Версия № 2. Европа борется с исламской экспансией

Чисто внешне война в Ливии производит впечатление первого конфликта со времен Второй мировой войны, который затеяли сами европейцы. Ведь кто больше всех рвался в «крестовый поход»? Сладкая европейская парочка в лице француза Николя Саркози и британца Дэвида Кэмерона!

Нацепить на себя наполеоновскую треуголку покорителя Северной Африки французского лидера вынудил целый букет причин. Видимо, «маленький Бонапарт» решил, что «победоносная война» – наилучший способ повысить роль ЕС в мире и значение Франции в Европе. Страх потерять свои куски ливийского нефтяного пирога – другая причина, побудившая Францию, Италию и Испанию влезть в ливийскую пустыню. Останься европейцы в стороне – и все углеводородные богатства достались бы ушлым американцам и британцам. 

Кроме того, месье Саркози влез в военную авантюру из страха проиграть выборы в 2012 году, ведь с его нынешним рейтингом победы ему не видать. Ничто не может так повысить популярность европейского политика, как успешная война с мусульманской страной – бомбы и ракеты, падающие на ливийские города, символизируют решимость ЕС в борьбе с исламской экспансией. А ведь именно таких «подвигов» в глубине своей политкорректной души ждут многие европейцы! Не случайно же рейтинг французской националистки Марин Ле Пен растет как на дрожжах.


Версия № 3. США спасают доллар и ставят подножку конкурентам

Положение долларовой системы – этого оплота американского могущества – настолько серьезно, что спасти ее могут только крупные военные потрясения. Пока весь мир шаг за шагом погружается в пучину хаоса, Штаты выглядят единственным островком стабильности, а «зеленые фантики» – самой надежной валютой. В мире к тому же немало тех, кто хочет разрушить долларовую монополию. Один из них – Муамар Каддафи, который в 2009 году предложил Африканскому союзу перейти в расчетах за нефть на золотой динарий. Как не лечить такого «безумца» бомбами и «Томагавками»?

Война в Ливии нужна Америке и для того, чтобы подложить «геополитическую свинью» конкурентам – Пекину и Москве. Об этом рассказал в мае видный республиканец Пол Крейг Робертс: «Мы хотим свергнуть Каддафи в Ливии и Ассада в Сирии, чтобы выгнать Китай и Россию из Средиземноморья». Действительно, в последние годы Поднебесная стала теснить США в Африке, за счет которой Пекин на четверть удовлетворяет свою потребность в углеводородах. Однако с помощью войн и революций на Ближнем Востоке КНР можно легко отрезать от африканской нефти.

Но и это еще не все. Ливийская авантюра – это также коварная подножка, которую Америка подставила Европе. Ведь благодаря своему заокеанскому «союзнику» ЕС получил себе на голову кучу проблем – горячую точку в непосредственной близости от собственных границ, миграционное цунами и рост расходов на оборону. 


Версия № 4. Наднациональные элиты готовятся ввести «глобальное управление»

Эксперты с конспирологическим мышлением обращают внимание на то, что «крестовый поход» против Каддафи противоречит интересам всех «крестоносцев». Эфемерная выгода от этой войны не идет ни в какое сравнение с ущербом, грозящим странам-агрессорам. Тогда зачем им действовать себе во вред? Видимо, к этому их вынуждают транснациональные элиты, мечтающие о «глобальном управлении».

Глобалисты решают в Ливии сразу несколько задач. Многие обратили внимание на то, что, в отличие от Афганистана и Ирака, западный контингент орудует в этой стране без чуткого американского руководства. А все почему? Нынешняя международная коалиция есть не что иное, как прообраз армии будущего мирового государства. В ливийской пустыне ее пытаются «обкатать» в тестовом режиме.

Следующая задача лежит в политической плоскости. Завершив создание мирового рынка, глобалисты сейчас занимаются зачисткой альтернативных «исторических проектов» и демонтажем суверенных государств. Неудивительно, что под удар попали Ливия и Белоруссия – страны, которые худо-бедно пытаются развивать собственную модель.

Наконец, главное назначение ливийской авантюры – посеять хаос и нестабильность на Ближнем Востоке, вбить клин между Западом и исламским миром, ускорить ядерную гонку и в итоге спровоцировать Третью мировую войну. Когда же человечество окончательно скатится в пропасть военных катаклизмов, «умные дяди» начнут винить во всех бедах «национальный эгоизм». 

 

 

 

Михаил Тюркин, политический обозреватель «НВ». Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.78
0.234 (-0.25%)
Курс Евро
98.03
0.692 (-0.71%)
Погода
Сегодня,
02 май
четверг
+11
Облачно
03 май
пятница
+6
Слабый дождь
04 май
суббота
+10
Слабый дождь