Мнения и комментарии

Что шведу хорошо, то русскому – смерть?

10 июня

В 1997 году в Швеции на законодательном уровне была принята концепция Vizion Zero с фантастической, а скорее, утопической целью – сделать смертность на дорогах страны нулевой. Тем временем в 1996 году (то есть примерно в то же время) в России приняли федеральный закон «О безопасности дорожного движения», который декларировал, что к 2015 году число жертв ДТП на отечественных дорогах снизится вдвое. Что получилось в итоге?

Методы, которыми обе страны на законодательном уровне пытались обуздать смертность, были прописаны примерно одинаковые: неукоснительное соблюдение водителями правил ПДД, строительство разноуровневых дорог и транспортных развязок, надземных/подземных пешеходных переходов и так далее. А вот результаты получились разные. В скандинавской стране уровень смертности в дорожных авариях (и без того низкий по российским меркам) снизился с 1997 года вдвое, до 3 погибших в год на 100 тысяч населения, а в России за 19 лет этот уровень остался на прежнем уровне: 19–20 смертей на 100 тысяч населения.

И вот основоположник концепции дорожной безопасности Vizion Zero Андерс Лие на днях побывал в Петербурге. На семинаре с одноимённым названием мэтр поделился опытом шведской модели.

– Я, конечно, понимаю, что даже рассудительная и законопослушная Швеция не может дойти до нулевого уровня смертности в ДТП, но двигаться в этом направлении необходимо, – говорит Андерс Лие. – Нужно строить объекты, которые помогут реально обуздать и контролировать скорость. Например, перекрёстки с круговым движением внутри населённых пунктов, кольцевые дороги даже вокруг небольших городов, чтобы не пускать в них транзитный транспорт.

А мне вспомнились десятки госсоветов, посвящённых безопасности дорожного движения, с участием десятков губернаторов, дорожных министров, высших чинов ГАИ и результатом «зеро».

– Человеческий фактор становится причиной 95 процентов летальных случаев в ДТП, – продолжал мэтр. – Один из основополагающих принципов Vizion Zero гласит: «Я буду неукоснительно соблюдать дорожные правила, чтобы жить самому и не подвергать опасности жизнь других».

А мне сразу пришла на ум недавняя амнистия Анны Шавенковой, дочери главы Иркутского избиркома, которая на тротуаре (!) задавила насмерть одну девушку и сделала калекой её сестру. Циничная убийца, которая первым делом после наезда стала осматривать вмятины на своей машине, осталась на свободе «до достижения детьми совершеннолетнего возраста», а теперь и вовсе прощена.

– Очень важна для дорожной безопасности этика вождения, – говорил прописные истины Андерс Лие. – Компания, в которой я работаю, например, отслеживает, нарушаю ли я правила и соблюдаю ли скоростной режим, когда еду на службу.

Такой контроль применяется к мировой знаменитости, человеку, который регулярно читает доклады о Vizion Zero не только в Америке или Австралии, но и в чёрной Африке! И мэтр не обижается, не встаёт в позу. У нас же любой рядовой придурок, не говоря о блатных водителях, которых в Питере тысячи, гоняет по городу со скоростью 150 даже днём там, где можно разогнаться. Например, по проспекту Народного Ополчения или Витебскому проспекту.

– Ежегодно на нашей планете в ДТП погибают 1 миллион 300 тысяч человек, или по 3 тысячи в день, – напомнил гуру дорожной безопасности. – 92 процента таких случаев происходит в экономически отсталых странах, где люди живут бедно, а техническое состояние большей части автомобилей не отвечает современным требованиям безопасности.

 

Россия к таким странам, к счастью, не относится, но уверенно догоняет их по числу жертв ДТП на душу населения. В Египте, Пакистане или Эквадоре машины и прочие транспортные средства падают с горных круч или разваливаются на ходу по причине своей ветхости и убогости. В России же большая часть дорожных аварий происходит из-за убогости мозгов тех, кто летает на дорогих внедорожниках, не тормозит на пешеходной зебре и считает себя крутым. Потому что его в случае чего отмажут – хоть пьяного прокурора, хоть нетрезвого попа. Поэтому спасибо Андерсу Лие, но постулаты его Vizion Zero в России не сработают.

 

Сергей Тачаев, транспортный обозреватель «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь