Взгляд

Что выше: суд народов или суд совести?

21 июня

И в России, и в мире прогрессивная общественность постоянно вступается за какие-нибудь национальные меньшинства, но лишь за меньшинства-любимчики. Однако же был у нас когда-то политик и прогрессивный, и последовательный, решившийся открыто заявить: «Нация превыше всего» – обо всех, а не только об избранных национальных меньшинствах. Такой была Галина Старовойтова.

В её книге «10 лет без права передышки», собранной из газетных статей и выступлений, самым отрадным мне показался мотив утраты иллюзий: «Многим правозащитникам казалось, что там, позади железного занавеса, существует высшая справедливость. И достаточно разрушить этот занавес – тоталитарный режим, – и мы соединимся в единой мировой цивилизации, всё будет в порядке. Сегодня мы знаем, что не всё так просто, у всех есть национальные интересы».

После этих умудрённых слов интересно вглядеться в основные идеи другой книги Старовойтовой – «Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев». «Не является ли нация наиболее естественным и живым организмом, на основе которого и может возродиться гражданское общество?» – задаёт Галина Васильевна риторический вопрос и отвечает на него вопросом ещё более риторическим: «Не следует ли признать в качестве общего принципа, что права народов – в том числе право наций на самоопределение – выше государственности, в том числе и идеи государственного суверенитета?»

Что ж, отчасти верно, что в нациях (и особенно в национальных меньшинствах) более развиты горизонтальные связи – но всегда ли это именно те связи, которые создают гражданское общество? Ведь в нациях, хранящих древние традиции, эти связи очень часто противоречат равенству перед законом, равенству в конкурентной борьбе; принцип «пусть похуже, зато наш» является органичным для очень многих меньшинств. Горизонтальные связи, закрытые для чужих по крови, способны сделаться препятствием на пути к гражданскому обществу. Высокая роль общественного мнения – звучит тоже завлекательно; но что если это общественное мнение одобряет или по крайней мере относится терпимо к торжеству феодальной иерархии, к набегам на соседние народы, к кровной мести, к унижению женщины, а любое обращение к современному законодательству европейского типа презирает как измену заветам отцов?

Галина Старовойтова и её последователи надеялись сформулировать такие международные нормы, которые позволили бы определить достаточные основания для национального самоопределения: угроза геноцида, депортации, этническая ассимиляция, непереносимость существующих условий для населения, «историческое право», свободное волеизъявление всего населения данной территории, способность нового государственного образования контролировать собственные вооружённые силы, распадающуюся экономику, деструктивные порывы населения и т. п. Критерии эти вполне разумны, но тем не менее все они неизбежно допускают субъективное истолкование – вернее, требуют его.

Следовательно, чтобы мог возникнуть Международный суд, способный обеспечить мятущимся меньшинствам провозглашённое право, прежде должна сложиться господствующая мировая цивилизация европейского типа, основанная на уважении к правам лиц иной крови, иного языка, иной культуры, иной веры. Иными словами, именно такая цивилизация, против наступления которой особенно яростно выступают многие из самоопределяющихся меньшинств. Вот ведь парадокс: чтобы обеспечить права рвущихся к свободе наций, надо ограничить их свободу…

Означает ли это, что трагическая неразрешимость национальных конфликтов не позволяет и думать о юридическом их разрешении? В запущенной стадии, когда каждая сторона успела натворить множество почти неизбежных зверств, когда отступление и той и другой стороны угрожает крахом как минимум их элитам, тогда любое решение любого суда проигравшей стороной будет воспринято как работа на её врага.

До тех пор пока соперники уважают только суд своей национальной совести, вооружать их ещё и конфликтующими принципами означает с неизбежностью толкать их к взаимному истреблению.

Александр Мелихов, писатель, заместитель главного редактора журнала «Нева»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.59
0.017 (0.02%)
Курс Евро
100.27
0.142 (-0.14%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+10
Ясно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь