Взгляд

Чужая роль

02 августа

Как так случилось, что в нашем глобальном театре вдруг перепутались амплуа и люди поменялись масками, примерив на себя несвойственные им роли? Мужчины обернулись женщинами, извращенцы – художниками, бездарности – талантами, агрессоры – демократами, слуги народа – его господами, воры-рецидивисты – уважаемыми бизнесменами.

Уверен, у каждого из нас найдётся знакомый, который всё время пытается выдать себя за кого-то другого. Никчёмный ни в делах, ни в профессии, вечно в долгах и кредитах, он с воодушевлением играет роль преуспевающего дельца, рассказывая к месту и не к месту о своих виртуальных достижениях. «Тут ребята из Тюмени предложили долю в сети заправок на очень выгодных условиях. Надо покупать, а у меня сейчас все средства вложены в мебельный завод. Ума не приложу, что делать...» И ты стоишь с серьёзным видом, слушаешь, прекрасно понимая, что это враки, но стесняешься сказать ему об этом в лицо.

Другой знакомый – крепкий парень смурного вида, который всегда и везде играет роль этакого мачо, прошедшего «и Крым, и Рим». Он готов немедля разобраться с любым и каждым, кто покусится на него и его друзей. Смелый на словах, он труслив в деле и обычно бесшумно исчезает в случае какой-либо заварухи.

А ещё среди наших знакомцев легко отыщется персонаж, якобы вхожий в заоблачные кабинеты власти. В пылу застолий он обычно называет высокопоставленных чиновников по именам и убеждает собравшихся, что прямо сейчас может решить с помощью своих вип-друзей любую проблему. Причём сам в это искренне верит…

Впрочем, все эти актёры погорелого театра – люди, по большому счёту, безвредные. Если кому их фантазии и приносят вред, то лишь им самим. Совсем другое дело, когда чужие маски надевают представители элит. Разыгрывая пьесу абсурда на самом верху, они волей-неволей вовлекают в этот перформанс и нас с вами. Заставляя вживаться в роли, которые нам ну никак не подходят...

Переворот в нашем классическом театре начался в конце 80-х, когда вдруг открылось, что всё, что до этого мы играли на его сцене, бездарно, фальшиво, а зачастую и преступно. Вмиг главной в новом театре стала уже не роль врача, учителя, учёного или инженера, а бандита, сводника, банкира, чиновника. «Режиссёры», которые прежде с высоких трибун вещали о социальной справедливости, взаимопомощи и братстве, вмиг перековались в борцов с коммунистическим режимом и апологетов рыночной экономики. Спекулянты и напёрсточники стали уважаемыми людьми и героями газетных публикаций. Бывшие преподаватели истории КПСС превратились в пропагандистов капиталистического образа жизни…

Произошла подмена ролей и в экономике. Производить что-либо стало непрестижно и невыгодно. Бизнесмены занялись спекуляцией ценными бумагами, перепродажей всего и вся, банковскими махинациями, операциями с недвижимостью. Тех же, кто остался в реальной экономике, называли лохами и неудачниками...

Даже работники народного образования оказались не в своей роли. Учитель нынче не педагог и наставник, а «управляющий классом», и главная его задача – не научить детей хорошему, полезному и вечному, а лишь натренировать их правильно отвечать на вопросы ЕГЭ.

А уж как размножились чужие маски в искусстве! Графоманы, заметки которых раньше не печатали даже в заводских газетах, обернулись великими писателями, посредственные мазилы стали художниками мирового масштаба, неуклюжие тинейджеры с видеокамерой – лауреатами престижных мировых кинофестивалей. Но самая большая смена ролей случилась, пожалуй, в отечественном шоу-бизнесе. Сегодня там заправляют не профессиональные композиторы, певцы и музыканты, а некие субъекты, весь талант которых лишь в нужных связях и умело выстроенных денежных отношениях – якобы продюсеры.

…Хотя, если по правде, нашему российскому театру ещё далеко до вершин маразма Всепланетарного театра. На тамошних подмостках вообще полный апофигей! Есть, к примеру, государства, которые, чуть им что не понравилось в другой стране, подвергают её бомбардировкам, поставляют оружие тамошним террористам и при этом ещё присваивают себе роль истинных приверженцев либеральных принципов и защитников демократии. Про однополые браки и туалеты для транссексуалов я уж и не говорю...

 

Кто-нибудь знает, как вновь превратить этот театр абсурда в приют Мельпомены, где будут идти пьесы о добре и зле, о любви и верности, о героизме и победах и каждый из нас будет играть роль не чужую, а свою?


Дмитрий Аркатовский, публицист
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-2
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+2