«Да-а-а!» – кричат девочки на галёрке
С чем можно сравнить просмотр романтичного фильма? С футбольной трансляцией. В этом можно убедиться, выбрав гиперромантичный фильм с соответствующей аудиторией – девушками 20–25 лет. «Вдали от обезумевшей толпы» Томаса Винтерберга, недавно вышедший в российский прокат, – то, что надо. Во-первых, это экранизация романа Томаса Харди, что уже обещает предсказуемый набор (красавица девственница, благородный влюблённый, коварный искуситель). Во-вторых – Би-би-си на экранизациях классики специализируется и славится картинкой неземной красоты. А клише? Ну что клише? Литературный первоисточник тоже не без греха, и ничего. Речь не о художественных достоинствах фильма, хотя он действительно лиричен и нежен. Наблюдать за реакцией зала порой не менее интересно, чем следить за киносюжетом.
Итак, прекрасная пейзанка Батшеба Эверден (Кэри Маллиган) получает в наследство ферму и с энтузиазмом берётся за хозяйство. У неё есть ум, красота, трудолюбие и надёжный помощник – разорившийся сосед Габриэль Оак, который нанимается к ней пастухом. Оак просил руки Батшебы ещё до того, как обеднел. Его играет обаятельный Маттиас Шонартс. Всё бы ничего, но только она отказала. Почему? Джентльмен подошел к вопросу по-деловому: предложил юной леди руку и сердце, пообещав совместный труд, свиней, детей, а ещё… пианино.
Батшебу такой расклад, конечно, впечатлил, но не настолько, чтобы выходить замуж. Не те слова парень сказал, не те. На очаровательную фермершу положил глаз немолодой, но состоятельный сосед – Уильям Болвуд. Для брака он перезрел давно, а потому обрушил на избранницу поток посулов – только соглашайся. Наряды! Комфорт! Пи-а-ни-но! Породистые свиньи по умолчанию. Круто, конечно. Но… Пианино у неё есть, а породистые свиньи для неопытной девы не аргумент. Опять – нет. Майкл Шин в роли Болдвуда не Квазимодо, а его особняк почти Версаль.
Гораздо смекалистее оказался отрицательный персонаж. Он ничего не обещал, зато притиснул красавицу к берёзе и просипел в ухо, что она венец творенья. И чтобы закрепить впечатление, вмазал ей слюнявый поцелуй. Пропала бедняжка. И сдуру вышла замуж за голодранца с кучей морально-нравственных недостатков. Появление в кадре его бывшей беременной возлюбленной и её последующая смерть убедили главную героиню, что она поставила не на ту лошадь...
Зрительницы в «фанатском секторе» переживали о судьбе героини громко и эмоционально. Воскресший (думали, что утонул) гнусный муж схватил Батшебу и стал трясти, требуя денег для личных бесчинств. Несостоявшийся жених Болвуд, видя это безобразие, застрелил гада. В зале дикий восторг: да-а-а! Аплодисменты. В качестве приятного бонуса пожилой кавалер оставил потенциальной невесте груды украшений. Оставил – и сел в тюрьму.
Так одним ходом убрали 2 лишние фигуры: негодяя мужа и незадачливого воздыхателя. От Оака (он дорос до управляющего) ожидают решительных действий. А он молчит и пытается уйти в неизвестном направлении. Уставшая от мужской несообразительности героиня – теперь уже точно вдова – мчится вдогонку, чтобы объясниться.
– Спросите меня, хочу ли я за вас замуж! – в лоб требует красавица.
– Вы уже сказали: нет! – бормочет озадаченный Оак.
– А вы снова спросите!
Тут, как водится, рассветные луга, хоть рекламу майонеза снимай. До мужика наконец доходит, чего от него ждут. Пылкий поцелуй на фоне зари. Катарсис.
– Да-а-а! – кричат девочки на галёрке.
Где ещё можно найти столь пламенных зрителей? Фильм кончился, но барышни возмущены.
– Я негодую: не может мужик столько ждать! Почему она такая дура? – шумит одна и ищет поощрения у окружающих.
Все давятся от смеха, но не спорят. В фильме, как и в жизни, побеждает тот, кто успевает вовремя сказать главные слова…
Мария Башмакова, корреспондент «НВ»