Экономика

Давос прошел по линии Берлин – Москва – Пекин

03 февраля
То, что планету в скором будущем ожидает НЭП XXI века – новый глобальный экономический порядок, – уже ни для кого не секрет. Вот только каждому ведущему мировому игроку такой НЭП видится именно с его позиций.
Например, Збигневу Бжезинскому, за две недели до ВЭФ опубликовавшему программную статью о «новом глобальном порядке», мир по-прежнему видится так: США в роли капитана корабля, а все остальные – матросы или юнги (то есть страны третьего мира), беспрекословно выполняющие приказ начальника. Но вся проблема такого корабля в том, что он уже «приплыл». А бессменный «рулевой» – Америка, от лица которой на ВЭФ выступил Билл Клинтон, – не может предложить рецепта спасения, отделываясь общими фразами.
Впрочем, что там экс-президент США! В Давосе было любопытно наблюдать за беспомощностью как самих сотрудников ВЭФ, так и представителей американской делегации. В кулуарах саммита, в своем кругу они честно признавали, что не только не знают способов преодоления кризиса, но и не понимают даже того, в начале, середине или в конце финансового шторма пребывает сейчас мир. В этом смысле показательна «оплеуха», отпущенная бизнесменом Джорджем Соросом   пресс-секретарю ВЭФ Марку Адамсу. На невинный вопрос Адамса, заданный вполне в духе девиза ВЭФ-2009 («Сформировать послекризисный мир»): «Когда минует кризис?» – финансовый гуру отрезал: «Такие вопросы еще долго не будут адекватными!»
В этих условиях и родилась незапланированная сенсация: обнаружились множественные совпадения в видении истоков кризиса и путей его преодоления представителями «евразийской оси» Берлин – Москва – Пекин. Европейская пресса отметила, как, скрипя зубами, важные персоны слушали обвинительные речи китайского и российского руководства о вине западного капитализма и опустошительных последствиях кризиса для мира. Вслед за российским и китайским премьерами темы провала глобальной финансовой системы, необходимости отказа от протекционизма и чрезмерного вмешательства государства в экономику подхватила и Германия в лице канцлера Ангелы Меркель.
Разумеется, такое евразийское единодушие в Давосе пришлось по душе далеко не всем. По сути, вдруг отчетливо наметилось смещение геополитического «центра тяжести»: с Атлантики в Евразию – в лице лидера ЕС, ФРГ, «энергетического гиганта» России и Китая, которому эксперты прочат роль ведущей силы XXI века. Да и при наличии у Берлина, Москвы, Пекина общего видения новых правил игры – открытости и прозрачности всемирной экономики и финансов – каждый из трех критиков «западного капитализма» понимает будущий НЭП схоже, но все-таки по-своему.
Например, Ангела Меркель ратует за «третий путь» – путь отказа как от «необузданного капитализма, так и полного отмежевания от социалистических экспериментов». Она видит спасение мира в глобальном распространении «немецкой модели» социальной рыночной экономики и настаивает на создании Всемирного экономического совета (ВЭС) под эгидой ООН. С этой целью – создания ВЭС и последующей разработки им глобальной Экономической хартии на основе «немецкой модели» – канцлер Германии проведет на текущей неделе консультации с ведущими представителями таких организаций, как ОЭСР, МБРР, МВФ, МОТ и ВТО. По мнению экспертов, давосское предложение Меркель по созданию новой глобальной финансово-экономической архитектуры по германским лекалам заслуживает пристального изучения со стороны двух евразийских гигантов – России и Китая.
Во-первых, потому, что «немецкая модель» доказала свою жизнеспособность даже в условиях кризиса, навязанного извне. Во-вторых, будучи распространенной в глобальном масштабе – разумеется, с местными коррективами, – она на практике способна защитить мир сразу от двух «измов»: капитализма с необузданной жаждой наживы и социализма с командной экономикой, душащей частную инициативу. В-третьих, потому, что сегодняшний мир, отброшенный на уровень развития 1930–1940-х годов, как никогда нуждается в стабильности. А именно на ней и базируется германская модель: когда государство, по Меркель, «не диктатор, но хранитель экономического и социального порядка».
Уже самое ближайшее будущее покажет, как по итогам Давоса будет развиваться ситуация с планированием новой «архитектуры». Особенно интересно возможное взаимодействие России, Германии, Китая в области построения «евразийского НЭПа», у которого немало противников. Ну а первые сигналы о сближении финансово-экономических позиций трех стран, ставших главными возмутителями спокойствия в Давосе, мы получим уже в апреле – в ходе саммита G20 в Лондоне. Немецкие аналитики полагают, что ВЭФ-39 был хорошей «артподготовкой» к встрече «двадцатки», что вполне обоснованно. Уже известно, что российское правительство готовит свои предложения к G20 на основе давосской речи Путина. Да и Ангела Меркель, похоже, видит лондонский форум как продолжение швейцарского: уже в этом месяце она намерена встретиться в Берлине с участниками «двадцатки» от ЕС. Наверняка для того, чтобы идея глобализации «немецкой модели» обрела к весне общеевропейскую легитимность.

Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии, Давос – Берлин
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+4
Облачно