Общество

Детский отдых не всем по карману

23 июня

Корреспонденты «НВ» выяснили, почему стоимость путевки в загородный лагерь столь высока и как отдыхают «пионеры» за немалые родительские деньги 

Независимый опрос показал: половина петербуржцев ни за что не отправит свое родное чадо в загородный лагерь. Жаль, что в цели соцопроса не входило выяснить, почему. Но если подумать, то ответы очевидны. Прежде всего может испугать стоимость путевки. В этом году за 21 день отдыха на базе в Ленобласти родителям нужно заплатить от 23 до 35 тысяч рублей. Вторая причина – условия проживания. Нашим загородным лагерям, где так и веет советскими временами, пока далеко до комфортабельных номеров европейских отелей. Третья причина кроется в самих родителях, которые порой испытывают страх за ребенка, – нередко взрослые думают, что поездка в лагерь может быть небезопасна. Насколько справедливы эти мотивы, выяснили корреспонденты «НВ». 

Начнем с цены путевки. Напомним, ее социальная стоимость (это та сумма, из которой высчитывается компенсация) в этом году составила 14,5 тысячи рублей. На деле же смена в Ленобласти (город не компенсирует путевку в лагерь на море) стоит от 23 до 35 тысяч рублей в зависимости от лагеря. Производя математические расчеты, получаем: работающий родитель выложит за путевку от 16 до 29 тысяч рублей. Подчеркнем, что это отдых в Ленобласти, то есть билеты в путевку не заложены. Водные процедуры не предусмотрены практически ни в одном лагере, так как этому не способствует ни погода, ни состояние наших водоемов. То есть за 30 тысяч ребенок получает проживание, питание, прогулки на территории и в лучшем случае – кружки и досуг.

Как мы ни старались, но так и не смогли добиться от комитета по образованию (он с 2012 года отвечает за детский отдых) обоснования стоимости путевки. Ведомство адресовало нас в комитет по тарифам – именно они, сказали в комитете по образованию, рассчитывают стоимость путевки. Однако и тут «разложить все по полочкам» также не смогли. Удалось лишь выяснить, что на питание ребенку отводится 210 рублей в день. То есть за смену воспитанник наедает примерно на 5 тысяч рублей. Но на что тогда тратятся остальные 18–30 тысяч? 

Представители лагерей говорят: энная сумма уходит на зарплату воспитателям, вожатым и прочему персоналу, материалы для кружков, награды и так далее. Однако что-то с трудом верится, что на зарплату вожатому-практиканту и кусок ткани для кружка «Мягкая игрушка» тратятся баснословные деньги. В приватном разговоре с корреспондентом «НВ» одна из директоров лагерей все же призналась: лагеря летом должны «отбить» деньги, которые не получали целый год. Другими словами, из кармана родителей покрывается трата на аренду земли и простой базы отдыха в зимние месяцы. Ведь из городского бюджета финансируется около десятка лагерей из сотни существующих. Остальные в прямом смысле этого слова выживают, как могут.

Отсюда и следующая проблема – условия. Ведомственные лагеря (например, «Силандэ», принадлежащий ГУП «ТЭК») или городские (например, «Зеркальный», где отдыхают воспитанники Дворца творчества юных) живут хорошо. Условия проживания здесь «барские» – комнаты на двух человек, удобства в каждом номере. Но большинство баз такой роскошью похвастаться не может. Например, в лагере «Космонавт» удобства на улице, горячая вода идет с перебоями, а из развлечений – библиотека. Кружки для местных «пионеров» – предел мечтаний, поэтому воспитанники слоняются по территории, развлекают себя сами и жалуются: мол, в лагере скучно.

Ну и, наконец, насколько безопасно в лагере? Об этом задумывается каждый родитель, и небезосновательно. Страховщики подсчитали: примерно 60 процентов отдыхающих «пионеров» получают травму или отравление хотя бы один раз в сезон. Лагеря за эти инциденты отвечают редко – родители в единичных случаях доводят дело до суда и возмещают ущерб. В трагических случаях, считают специалисты, виноваты студенты – дилетанты в организации детского отдыха. По информации комитета по образованию, для воспитателей совместно с Роспотребнадзором, МЧС, Институтом гигиены, РЖД, профсоюзами в этом году для воспитателей и вожатых проведено 5 семинаров – подготовлено 55 педагогов и 30 вожатых. Заключены договоры с РГПУ имени Герцена и педагогическими колледжами о прохождении практики. В этом году, говорят в комитете, подготовленный педотряд составит 400 человек, хотя нужно 1000 заботливых вожатых и воспитателей. 

– Стоит усилить контроль за воспитателями, – считает Алексей Егоров, сотрудник петербургского филиала одной из крупнейших в России страховых компаний. – Как правило, персонал лагерей – это студенты вузов, если повезет, то педагогических, которые прошли недельные курсы подготовки к работе с детьми, что крайне мало. А ведь к этой работе стоит готовить как минимум год. 

Завтра во многих загородных лагерях заканчивается первая смена. Дальше грядут вторая и третья. Детский отдых – не та вещь, о которой можно сказать «первый блин комом». Нет, первая смена во многих лагерях удалась. Ребятишки поправили здоровье после учебного года и набрались сил перед возвращением за школьную скамью. Вот только очень хочется пожелать лагерям, чтобы они хоть чуточку модернизировались и стоили тех денег, которые родители платят за путевку.


проверено на себе

Софья Прокошева, заместитель редактора отдела информации «НВ»

Сразу оговорюсь, что ведомственный лагерь «Силандэ» во Всеволожском районе, куда отправился мой ребенок, не самый плохой, даже, наоборот, один из лучших в городском перечне, и попасть в него крайне сложно. Поэтому все нижеописанное – это, увы, не правило, а скорее исключение. Приятное исключение.

Это был мой первый «лагерный» опыт, поэтому я озадачилась покупкой путевки заранее – за два месяца до начала смены. И, как выяснилось, правильно. В списке из более чем 100 загородных лагерей был знаком лишь «Силандэ». От своих коллег я слышала о нем только положительные отзывы. На вопрос о приобретении путевки в «Силандэ» ответили: мол, лагерь ведомственный, поэтому путевки в первую очередь продаются сотрудникам организации, а посторонним людям (то есть мне) – по остаточному принципу. Но все же посоветовали отправить заявление на путевку, чтобы «застолбить» место. Бумага была отправлена, и, как говорится, сработало! Путевка мне обошлась в 16 тысяч рублей (от полной цены в 23 тысячи рублей компенсировали 7000 – половину от социальной стоимости).

Итак, за эти 16 тысяч мой ребенок получил приличные условия проживания: двухместное размещение в комнате, туалет и душ в номере на двоих. Пятиразовое питание, разнообразные кружки и интересный досуг – дискотеки, просмотр фильмов, участие в концертах, организованных собственными силами. Возможность брать напрокат спортинвентарь. Ну и, конечно, в ее распоряжении оказались территория с футбольным и волейбольными полями и свежий воздух.

Минус – в кадровых недостатках. Нам не повезло с воспитателем, которая приехала с внучкой, а малышка разболелась. Воспитательница была вынуждена покинуть лагерь, поэтому отряд на пару дней остался практически без присмотра. А вожатые оказались студентами спортивного колледжа, и общаться с толпой маленьких сорванцов им было довольно тяжело. 


Инна Тимченко, обозреватель «НВ»

В прошлом году я решила отправить 9-летнего сына в оздоровительный лагерь на море. Раньше он осваивал Ленобласть, было все неплохо, но наше лето редко балует настоящим теплом. В Лазаревское на Черном море, возле Сочи, мы приехали самостоятельно, я купила путевку в «Зеленый огонек» за полную стоимость – 27 тысяч рублей за смену в 21 день. 

Место выглядело волшебно: цветные домики, море, горы, воздух, фрукты. Но весь отдых ребенка отравила военная дисциплина и совдеповский быт. В сончас, например, нельзя было не только молча почитать книжку, но и даже лежать с открытыми глазами. За открытые глаза одного ребенка всему отряду грозил штраф, что сказывалось на общем соревновании отрядов. В цивилизованный туалет в спальном корпусе ходить разрешалось только ночью. Днем детей зачем-то гоняли в деревянный уличный «дальняк» с дырками в полу. 

Но самым невыносимым оказалось купание в море. Чтобы дойти до него, надо было 20–30 минут спускаться по серпантину лестничных пролетов. Это было утомительно даже для детей. Но тяготы  спуска-подъема не окупало удовольствие от купания, ибо буйки установили в метре от захода в море. И войти в воду дети могли ровно по колено.  

За ребят боялись так, что им оставалось только сидеть и дрызгаться на линии прибоя. И, конечно, никаких игр с мячом, инструкторов по плаванию, как, собственно, и самого плавания. После посещения моря все отряды стояли очередь в душ-баню – деревянный домик между отрядами, который вмещал в себя по 4 человека на «эм» и «жо» отделения. От такой помывки дети стремились увиливать всеми правдами-неправдами. 

Через 10 дней я вынуждена была забрать ребенка (половину стоимости путевки, разумеется, вернуть было уже нельзя), иначе он сбежал бы с другими, местными, детьми, которые разрабатывали план побега из лагеря. 


прямая речь

«Надо обеспечить хорошие условия для отдыха»

Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребенка в Петербурге:

– Загородные лагеря выглядят уныло, потому что существует проблема с собственностью: город не может финансировать ремонт частного имущества, а сам собственник не спешит вкладывать деньги в нерентабельное направление. Однако какой-то выход надо искать. Те немногие лагеря, которые принадлежат городу, – получают существенное финансирование, и это прекрасно. Но принять всех питерских детей они не могут. И на сегодня получается, что одни ребята едут в лагерь, где на реконструкцию пищеблока потрачено 24 миллиона рублей, а другие – туда, где мечтают о миллионе на ремонт жилого корпуса. Кому-то не хватает 14 миллионов на окончание ремонта бассейна, а кто-то и миллиону был бы рад, чтобы унитазы поставить. 

То, что у лагерей разные собственники и у них есть свои проблемы и интересы, – это понятно. Но ведь к ним приезжают наши петербургские дети, и надо найти способ обеспечить им хорошие условия отдыха. На мой взгляд, людям, которые могут и умеют хорошо организовывать летний отдых, город должен оказывать поддержку. В конечном итоге ведь выигрывают наши дети. В какой форме и каким образом это делать – мы обязательно подумаем и подготовим свои предложения. Отчасти заинтересовать собственников и арендаторов должно повышение стоимости путевок для льготных категорий, оплачиваемых из средств бюджета. Сейчас она составляет чуть более 14,5 тысячи рублей, а научно обоснованная – 19,5. В бюджет следующего года должна быть заложена именно эта сумма.


«Родителям нужно иногда отдыхать от детей»

Елена Комарова, детский психолог:

– Многие родители задаются вопросом: стоит ли отдавать ребенка в летний лагерь? Как специалист, могу сказать, что да, стоит. Во-первых, ребенок там учится самостоятельности, особенно если лагерь с туристическим или каким-нибудь другим уклоном. Во-вторых, ребенок может хорошо отдохнуть. Ведь что он увидит дома на каникулах? Зачастую только мультики и компьютер. В-третьих (знаю, что многие сейчас могут меня осудить за эти слова), родителям тоже нужно иногда отдыхать от детей. Конечно, хорошей альтернативой летнему лагерю может быть только бабушка или дедушка, живущие где-нибудь в деревне и готовые присмотреть за вашим чадом. Но, увы, таковые есть далеко не у всех. Другое дело, что родителям нужно самим себе задать вопрос: готовы ли они отпустить своего ребенка? Ведь для многих отправить своего отпрыска в лагерь в первый раз страшновато. Конечно, нужно быть уверенным в своем ребенке, в его самостоятельности. Не зря зачастую ребятишки делятся на две категории: тех, кто не ездил в лагерь ни разу, и тех, кто бывает там чуть ли не каждый год. Так сказать, завсегдатаев. Таких, кто был там единожды, – мало. Как правило, родитель, решившийся отправить ребенка в лагерь один раз, пользуется услугами загородной базы еще, так как он преодолел уже свой собственный страх. Чтобы обезопасить себя, советую родителям выбирать лагерь с хорошей репутацией, ознакомиться с отзывами, если есть возможность, то съездить туда на экскурсию.

Материалы подготовила Софья Прокошева
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.37
0.103 (0.11%)
Курс Евро
99.53
0.176 (-0.18%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Умеренный дождь
30 мартa
суббота
+8
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+8
Облачно