Взгляд

Джамшуд, полетели!

12 апреля

Почему в России опасно летать самолётами? Потому что за благими намерениями торчит желание сэкономить.

Один мой знакомый окончил лётное училище. Он грезил двухэтажными трансатлантическими лайнерами и не боялся трудностей. Требовалась дополнительная подготовка в крупной авиакомпании, а её получить оказалось не так-то просто: несколько раз сдавал тесты, но приглашения обучаться ни разу не получил. Он не сломался и прошёл обучение за свои деньги, получив сертификат, – и снова мимо. В какой-то момент он начал сомневаться в себе, но оказалось, что проблема распространённая: многие молодые российские пилоты не могут трудоустроиться, потому что работодатель хочет иностранца.

У каждого из нас с детства сложилось мнение о том, что такое государственные интересы. Мне казалось, что прав был Пётр I: надо строить свои корабли и самим ходить на них за моря, а не заказывать их в Амстердаме и нанимать тех же голландцев. Так вот, сегодня ситуация в авиационной отрасли прямо противоположная.

Не называя имён, дат и фактов, замечу, что в России с советских времён есть неплохая научная и производственная база. Немного инвестиций и господдержки – и российские самолёты снова встали бы в один ряд с «боингами» и «эйрбасами». Но власти всячески поддерживают закупки пассажирских авиалайнеров за рубежом и умудрились навязать свои приоритеты частным компаниям. А раз 90 процентов авиапарка составляют «иномарки», то дешевле взять готового пилота-иностранца, чем переучивать своих с «илов» и «тушек». Ведь российские лётчики вынуждены осваивать «боинги» за границей на английском языке, который мало кто из них знает. И авиакомпаниям их обучение обходится примерно в 3 миллиона рублей за каждого.

В марте Госдума приняла в первом чтении скандальный законопроект, разрешающий работать в авиакомпаниях страны иностранцам. Формальная логика следующая: в гражданской авиации трудятся 16 с половиной тысяч лётчиков, и рынку требуется ежегодное пополнение на 1200. А учебные заведения выпускают меньше тысячи. И если вторых пилотов более или менее хватает, то с командирами воздушных судов (КВС) просто беда. Чтобы дорасти до такого уровня, лётчик должен проработать 5–7 лет. Быстро покрыть дефицит за счёт отечественных кадров не удастся.

Но сами лётчики видят ситуацию по-другому: авиакомпании хотят сбить уровень зарплат. Сегодня КВС меньше 300 тысяч рублей почти нигде не зарабатывает. При этом в республиках Кавказа и Средней Азии пилоты готовы работать и за куда меньшие деньги. Но как проверить их уровень? Ведь даже с доморощенным персоналом это сделать не получается.

Вот, например, результаты расследования катастрофы Ту-154 «Дагестанских авиалиний» в аэропорту Домодедово 4 декабря 2010 года. Тогда погибли два человека, 87 получили ранения. Недавно Общественная палата РФ передала в Следственный комитет материалы, из которых следует: второй пилот Магомед Шамалов попал в кабину судна на основании поддельных документов. В Калужском авиационно-техническом училище о нём никогда не слышали.

В СМИ сообщалось, что у работодателей Шамалова уже возникали сомнения в его квалификации. Его даже увольняли из «Дагестанских авиалиний», а потом взяли обратно. По одной из версий, Шамалову помог троюродный брат – лётчик-испытатель, Герой России и депутат Госдумы.

Эксперты давно говорят, что за штурвал попадают пилоты, не имеющие соответствующей квалификации. Известен вопиющий случай в Бишкеке в 2004 году, когда самолёту Ил-62 московской авиакомпании «Третьяково» не хватило взлётно-посадочной полосы, чтобы затормозить. За штурвалом находился гендиректор компании Харис Сафиулин, который имел право работать только на небольших самолётах и лишь вторым пилотом. Публиковались отчёты с доказательствами: в гражданской авиации России каждый двадцатый пилот летает на самолётах, на которые не имеет допуска. Авиакомпании возражали: мол, у нас свои центры переподготовки, каждый пилот должен доказать квалификацию. И много лет этот аргумент устраивал чиновников.

 

Однако в ноябре 2013-го случилась катастрофа в Казани, в которой погиб сын президента Татарстана Рустама Минниханова. В Татарстане уже возбуждены уголовные дела из-за поддельных удостоверений пилотов-любителей. Росавиация разослала авиакомпаниям списки 70 лётчиков, документы которых попали под подозрение. Но кто мешал чиновникам сделать это раньше? И не принесёт ли эксперимент с иностранцами новую беду?

Денис Терентьев, литератор
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+8
Ясно