До Москвы далеко…
В Калининградской области уже почти полгода не могут разобраться с зарубежными активами депутата «Единой России» Андрея Горохова. 17 сентября 2013 года я написал в «НВ» колонку «Кто проверит кандидата в депутаты?», надеясь, что публикация подвигнет ответственных лиц оценить изложенные факты. Но за это время никто ничего не удосужился проверить. Депутат продолжает спокойно заседать в областной думе, имея в активе несколько благополучных компаний за рубежом, дом в Вене и квартиру на курорте Мариа-Вёрт.
Суть описанной мною истории проста: имевший вид на жительство в Австрии доктор Андрей Горохов однажды решил связать своё будущее с Россией, построив под Калининградом фармацевтический завод. Параллельно миллионер-фармацевт решил подкрепить свой бизнес политическим статусом. Благо для этого как раз освободилось кресло в региональном парламенте от незнакомого ему прежде областного райцентра Черняховска.
Всю предвыборную кампанию политтехнологи старательно скрывали австрийское прошлое кандидата, но до конца не скрыли – за четыре дня до голосования общественники обнаружили у Горохова доли в шести австрийских фирмах и дом в Вене. Кандидату ничего не оставалось, как оформить «явку с повинной», опубликовав в ответ предвыборную декларацию со всеми своими зарубежными активами, и даже заявить, что мол, «за пять минут» до регистрации он отказался от вида на жительство в Австрии.
Казалось бы, австрийский фармацевт сам загнал себя в политическую безвыходность: с таким багажом загрансобственности Горохов не имел права ни участвовать в выборах, ни заседать в облдуме. Но…
После объявленной президентом страны кампании по «национализации» российских элит и возвращению бизнеса отечественного политбомонда в патриотическое лоно дело вроде бы сдвинулось с мёртвой точки. Только в начале лета за заграничную недвижимость и вклады в офшорах своих куда более высоких постов лишились сразу несколько должностных лиц федерального уровня. Чиновников и депутатов не спасли ни связи, ни близость к партии власти. Но это в Москве, а в провинции война с непатриотичными радетелями за народ резко застопорилась.
По логике вещей, оценить долю зарубежной собственности вновь избранного коллеги должны были депутаты регионального парламента. Для таких случаев в областной думе существует специальная комиссия по проверке достоверности деклараций народных избранников и соблюдению установленных для депутатов запретов. Однако даже созвать заседание комиссии оказалось делом непростым. В адрес спикера облдумы Марины Оргеевой было направлено несколько обращений от депутата Владимира Султанова и главного редактора калининградской газеты «Дворник» Алексея Шабунина, но спикер каждый раз отказывала, ссылаясь на различные формальности и загвоздки. Например, выяснилось, что простой депутат не может инициировать проверку: для этого необходимо решение регионального отделения политической партии. Нельзя, как выяснилось, совать холопский нос в барские дела и региональным СМИ.
На мой взгляд, спикер парламента западной губернии зря упорствует. У коллег в случае созыва комиссии будет веский повод защитить Андрея Горохова. Федеральный закон запрещает народным избранникам иметь счета за рубежом, хранить деньги и ценности в расположенных за границей банках, а также пользоваться «иностранными финансовыми инструментами». Что подразумевается под этой размытой формулировкой – не знает никто. Возможно, австрийская недвижимость и акции ряда предприятий, принадлежащие калининградскому парламентарию, не являются теми самыми «инструментами». Во всяком случае, не в меру дипломатичный глава ЦИК России Владимир Чуров, до которого достучались назойливые журналисты, предположил, что депутаты сами смогут оценить, использует Андрей Горохов свои австрийские активы как «финансовый инструмент» или нет?
Кто заинтересовался этой историей, – региональная прокуратура. Она занялась анализом статуса бизнес-активов фармацевта, изучением его финансовых инструментов на международном уровне и терпеливо ждёт ответа на свои запросы. До сих пор.
Илья Шуманов, руководитель калининградского антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл – Россия»