Дядя Ваня
Каждый день в шесть часов вечера на большой детской площадке в сквере Льва Мациевича появляется пожилой человек с полиэтиленовым пакетом в руке. Он жестами подманивает к себе мальчиков и девочек постарше, что гуляют одни, что-то шепчет им на уши и раздает у большого куста шиповника конфеты из своего пакета.
Взрослые, пришедшие на эту детскую площадку со своими детишками впервые, с угрюмым неодобрением смотрят на подозрительного, как им кажется, субъекта.
Признаться, когда я впервые увидела здесь этого человека, то тоже долго не могла понять, что происходит. И на всякий случай ни на секунду не спускала с него глаз. Тревожный мозг, закормленный страшными сводками и криминальными новостями, рисовал мне самое драматическое развитие дальнейших событий. Но дети, схватив за руки мужчину с пакетом, уже тянули его на самую середину площадки. Увидев его, окружающие взрослые начали улыбаться, а их малыши, до сего момента ковырявшие палочкой землю или перетягивающие друг у друга совочек, побросали свои занятия и помчались к нему навстречу. В тот вечер судьба подарила мне шанс увидеть того самого Дядю Ваню, легенды о котором передаются из уст в уста по сарафанному радио всего микрорайона. Просто я не сразу поняла, что это он и есть.
Кто бывает на детских площадках не мимоходом, тот знает, по каким сценариям протекает там жизнь. Либо дети предоставлены сами себе, пока их мамаши с упоением обсуждают на лавочках свои мамско-бабские темы. Либо все сами по себе, и каждая мама ходит за своим чадом как привязанная с откровенно скучающим, унылым видом, поглядывая на часы через каждые пять минут. Конечно, бывают и исключения, когда на площадке завязывается «колясочная дружба», и мамы-подруги объединяют усилия, чтобы сделать прогулки малышей дружными и творческими. Но это большая редкость.
И вот, на счастье местной детворы, к ним на площадку однажды пришел Дядя Ваня. Пришел и остался. И теперь с добрым дедушкой играет вся дворовая малышня. Младшие школьники несутся по его команде наперегонки по периметру сквера. Детсадовцы – бегут до куста шиповника, огибают его и снова на старт. Двух- и трехлеток Дядя Ваня берет за ручки и сам бежит с ними стометровку – от начала до конца дорожки. Велосипедистам выдает свое задание, самокатчикам – свое. А потом наступает сладостный миг – все дети собираются в центре площадки и получают от Дяди Вани сладкие призы – заслуженные карамельки, которые он неизменно вынимает из полиэтиленового пакета.
К слову, Дядя Ваня не считает, что делает что-то особенное. Он просто любит детей, уважает физкультуру и спорт и обожает атмосферу всеобщего задора, дружбы и веселья. И, сам того не осознавая, оказывает обществу огромную услугу – делает мир вокруг себя добрей, а детей, несомненно, счастливей. Ведь с ним одной командой становятся все ребята. И те, чьи мамы скучают рядом на лавочках. И те, чьи родители допоздна на работе или вернулись домой уставшими и не могут погулять с отпрысками. И те, чьи мамаши с папашами уже приняли на грудь и где-то балдеют с собутыльниками, не вспоминая о том, что на улице болтаются их никому не нужные, кроме Дяди Вани, дети.
Инна Тимченко, обозреватель «НВ»