Культура

Его Актёрское Высочество

16 января

Знаменитому артисту Василию Лановому, которого коллеги называют Вася-Высочество, исполняется 80 лет

В соответствии с длиной пройденного пути и сделанного им в искусстве нынешний юбиляр давно уже заслужил титул патриарха отечественного театра и кино. Но вот парадокс! К Василию Семёновичу при всех его званиях, наградах и регалиях как-то неловко обращаться подобным образом. Он будто застыл в романтическом состоянии героя, который твёрдо верит в однажды усвоенные идеалы, в то, что любой мужчина, независимо от возраста, статуса и возможностей, должен совершать настоящие поступки. Василий Лановой не только образец постоянства и верности в жизни: он же сумел остаться для нас идеальным воплощением лучших качеств русского мужчины, способного как на размашистую любовную страсть, так и на подвиг.

Его темперамент словно впитан в кровь с южным солнцем украинских степей, а благородство манер и обаяние не мальчика, но мужа пришло там, где он рос и воспитывался, – в Москве. Первая кинороль была сыграна студентом Щукинского театрального училища Васей Лановым ровно 60 лет назад – в фильме «Аттестат зрелости». Юношеская порывистость быстро и эффектно переплавилась в один из лучших экранных образов артиста – Павла Корчагина. А потом революционный идеализм превратился в сказочный романтизм Артура Грея из «Алых парусов», затем плавно перешёл и в романтику советских будней времён «оттепели».

Дальнейшее восхождение сегодня кажется невероятным, когда в родном Театре имени Вахтангова он играет героев Пушкина и Гоцци, примеряя на себя костюмы Дон Гуана и принца Калафа. И они оказываются и к лицу, и к его стройной фигуре. В то же время на экране Лановой становится истинным героем-любовником в двух принципиальных экранизациях романов Толстого – «Война и мир» (Курагин) и «Анна Каренина» (Вронский). А рядом – Железный Феликс в исторической драме «Шестое июля». И на сцене, уже во второй раз в карьере, – Маяковский. Неудивительно, что необычайный диапазон и размах характеров привёл наконец Василия Ланового к его эпохальной роли – настоящего офицера, профессия которого – Родину защищать. И он стал тем самым Иваном Вараввой из всенародно любимого фильма «Офицеры». Много-много лет спустя Василий Семёнович, уже в современном телесериале «Офицеры», не удержится от соблазна сыграть фактически родного экранного брата своего героя...

После такого творческого и человеческого взлёта артист Лановой получил право на любые роли. В театре он становился Троцким и Бернардом Шоу. В кино его мужественные персонажи моментально выросли в чинах: полковники и генералы, императоры и цари, даже всесильный Андропов, председатель КГБ. Ланового приглашали в свои картины Сергей Бондарчук и Александр Зархи, Владимир Басов и Игорь Таланкин, Юлий Карасик и Алексей Сахаров, Сергей Снежкин и Юлий Райзман, Татьяна Лиознова и Сергей Микаэлян. Он легко вписывается в стиль любого режиссёрского решения, оставаясь узнаваемым и обаятельным, даже если его персонаж вдруг оказывается циничным и страшным генералом советских спецслужб («Чёрный квадрат») или личным представителем рейхсфюрера СС («Семнадцать мгновений весны»).

Судьба не однажды преподносила ему нелёгкие испытания, но Лановой всегда выходил из них, как и подобает мужчине, не сгибаясь перед обстоятельствами. И общаться с Василием Семёновичем – одно удовольствие. Его человеское обаяние с прожитыми годами приобрело особую терпкость, как крепкое марочное вино, которое надо пробовать не торопясь. Также без суеты нужно наслаждаться и общением с актёром, способным и на шутку, и на резкое суждение. И… на актёрский экспромт. Никогда не забыть, как однажды в ресторане Василий Семёнович попросил шеф-повара принести ему овсянку. Настаивал. И только когда у того от невозможности выполнить заказ звезды покраснело всё что можно, актёр вдруг опять стал самим собой и согласился на то, что было. Но озорные огоньки так и прыгали в его взгляде.

Поэтому я никак не могу назвать любимого артиста патриархом. Он молод, несмотря на солидный возраст. И, пожалуй, ему более подойдёт титул, с которым к нему обращались на сцене в спектакле «Принцесса Турандот», – «Ваше Высочество». Или как зовут его в театре, – Вася-Высочество. Или так, с одним небольшим, но существенным дополнением, – «Ваше Актёрское Высочество»…

Сергей Ильченко

 

как это было

«Всё я уже рассказывал»

Он много рассказывал о себе в многочисленных интервью. И надо сказать, что журналистам с ним легко. Ну, задашь какой-нибудь глупый вопрос, он вздохнёт, улыбнётся так, что ты поймёшь, что сморозил что-то не то, но всё равно попытается ответить. «Да я всё понимаю, – объясняет Василий Семёнович. – Такая работа, что же поделаешь…» Но накануне своего юбилея народный артист от интервью отказался. Нет времени. К тому же не очень любит всякой суматохи в такие дни. «Да и, знаете, всё я уже рассказывал, – вздохнул он. – Простите меня, пожалуйста…»

Ну что вы, Василий Семёнович. Мы вас любим. И тоже всё понимаем. Вспомнили прежние интервью с вами, перечитали ваши замечательные книжки…

«Не дам, мой ремень!»

«Войну я встретил семилетним мальчишкой, – вспоминает Василий Лановой. – Случилось это на Украине, куда я был отправлен на лето к родителям отца вместе с двумя сёстрами». От деда, который их встречал на станции 23 июня, он и узнал, что началась война. Лановой вспоминает, как немцы на ходу ловили кур, заходили в хаты, пили воду из колодца. Застрелили пса Тузика, который облаял солдат… «А один немец подарил мне свой ремень. Я надел его и пошёл гулять… Подъехал другой немец, увидел меня с этим ремнём и кричит: «Ком хер, ком хер!» Я подошёл. Он показал, чтобы я отдал ему ремень. А я говорю: «Не дам, мой ремень». Тогда этот детина снял с плеча автомат и при всех над самой головой дал очередь... Внешне всё это я перенёс спокойно, но стал заикаться».

От заикания его, уже после войны, спасли… украинские песни. Доктор посоветовал. 

«Як гартувалась сталь»

В школу Василий Лановой пошёл в то страшное военное время. Парт не было, ученики сидели друг за другом и писали на спинах впереди сидящих. Бумагу приходилось экономить, поэтому у всех, кто начинал учиться в войну, – мелкий почерк.

Однажды учитель вошёл в класс, сказал: «Хлопци, хутко до мене». Потом закрыл дверь ножкой стула, достал из-под рубахи книгу (предупредил – если кто-то проболтается, то его повесят) и стал читать. Это была «Как закалялась сталь» Николая Островского, на украинском языке. «Ученики забывали о времени, о чувстве голода… Так за несколько дней роман Мыколы Островского был прочитан», – вспоминает Василий Семёнович. Кто тогда знал, что в его жизни будет эта роль?

Надо сказать, что Василий Лановой, член КПСС с 1968 года, вступивший в партию по убеждению, не положил на стол партбилет, когда все делали это. И до сих пор поддерживает КПРФ.

За кадром. Главная роль в жизни

Пройдут годы. Воспоминания, связанные с войной, помогут Василию Лановому в работе над документальным фильмом «Великая Отечественная» Романа Кармена. Когда актёру, уже знаменитому, предложили озвучивать картину, он, считавший эту работу не совсем творческой, сначала отказался, но согласился хотя бы посмотреть материал. А материал был такой, что Лановой остался потрясён до глубины души. И началась работа, по много часов перед микрофоном, которую он до сих пор считает одной из главных в жизни. «Обычно для диктора бывает важно уметь абстрагироваться от происходившего на экране. В «Великой Отечественной» требовалось обратное – чтобы всё происходящее на экране проходило через твоё сердце, – вспоминал Василий Лановой. – Ни к одному спектаклю, ни к одной роли я не готовился так, как к работе над «Великой Отечественной». 

«Но прошли годы, и кому-то захотелось «по-новому» взглянуть на события тех лет, – пишет Василий Лановой в книге «Летят за днями дни». – Нашлись такие переоценщики и на родном телевидении. Они и предложили мне переозвучить, но теперь без эмоций, как нечто мало волнующее. Естественно, я сразу решительно отказался. А через некоторое время увидел на телеэкране знакомые до боли кинокадры, но озвученные уже другим человеком, именно так, как мне предлагалось: бесстрастно, холодным дикторским голосом…»

«Сочинение Марка Твенова!»

Однажды Лановой со своим другом Володей Земляникиным (помните Серёжу из фильма «Дом, в котором я живу»?) просто шли по улице. Без всякого дела. И вдруг увидели афишу «М. Твен – «Том Сойер», «Друзья из Питтсбурга». Эта неожиданная встреча с театром произвела такое впечатление на обоих, что сразу после того, как закрылся занавес, ребята пошли за кулисы и стали просить, чтобы их записали в студию.

Васе Лановому поручили играть пионера в спектакле «Дорогие мои мальчишки». Он должен был докладывать председателю совета дружины: «Был в госпитале. Провёл громкое чтение вслух и ещё две книги про себя. Сочинение Марка Твенова…» Его поправляли – Марка Твена. Но он упорно переделывал американскую фамилию. К тому же говорил с жутким украинским акцентом…

В комнату вошли… уши

В той же театральной студии Василий Лановой сыграл Валентина Листовского в спектакле «Аттестат зрелости». Вместе с ним там были заняты Игорь Таланкин, Татьяна Шмыга, Владимир Земляникин, Алексей Локтев, Валерий Носик, Аза Лихитченко. Представляете уровень заводской самодеятельности? Собственно, это и был уже выбор профессии. Хотя сам Лановой тогда этого не понимал. Однажды, после того как к ним в класс пришли военные лётчики, он забрал документы из школы и подал их в лётное училище. Рассказал об этом руководителю студии, услышал категорическое «Нет!». Хорошо. Окончил школу с золотой медалью, легко одолел конкурс в Щукинское училище, но всё равно решил свернуть с актёрской стези: поступил в МГУ, на факультет журналистики. 

Перед началом учёбы Лановой поехал в Керчь отдыхать. На лето постригся налысо. И вдруг получил приглашение на пробы в фильме «Аттестат зрелости» (1954). Режиссёр Татьяна Лукашевич не удержалась и воскликнула прямо при юном даровании: «Боже мой, кого вы мне привели?» А потом вспоминала: «В комнату вошли одни уши…» Но Василию натянули на голову парик, и она задумалась: «Ну что ж…»

«Вася, играй Христа!»

Алов и Наумов, режиссёры фильма «Павел Корчагин», выудили симпатичного парня в соседнем павильоне, где он снимался в фильме «Триста лет тому…». А Павка уже был утверждён – Георгий Юматов. Но режиссёрам категорически не нравился его образ – простака, бесшабашного парня. И они заменили его на Ланового, который воплотил максималиста, человека идеи. Андре Жид сказал как-то: «Корчагин – это ваш коммунистический Иисус Христос». Ланового так и просили: «Вася, играй Христа». После выхода фильма на экран актёр получил письмо от незнакомой девушки. Вообще-то он на письма не отвечал. А тут девушка рассказала, что она в 6-м классе потеряла зрение, поэтому фильм про Павку Корчагина она не видела – слышала. «И вдруг вижу, слушаю и вижу, – писала она. – Вот ты какой, Павка, было и тебе трудно, порой сдавали нервы, казалось, что жизнь кончена. Но ты не такой слабак…»

Артист ответил ей. Завязалась переписка. «С надеждой вновь увидеть мир», – писала она в следующем письме. И наконец: «…Вот уж целых два дня я вижу свет!.. Как мне благодарить вас, ведь вы помогли мне поверить, что за лучшее в жизни надо бороться…»

Развезло

В искусстве не должно быть никакого натурализма, считает актёр. И вспоминает, как снимался в фильме «Иду на грозу» (по повести Даниила Гранина, которому исполнилось на днях 95 лет; снимал режиссёр Сергей Микаэлян, который 1 ноября прошлого года отметил 90-летний юбилей). Василий Лановой и Сергей Белявский, два главных героя этой ленты, должны по сценарию слегка напиться и продолжать свой спор. Но актёры притворялись пьяными так натужно, что режиссёр расстроился: немало дублей испортили. И тогда Микаэлян от отчаяния посоветовал им взять четвертинку и хлебнуть. Так и сделали. И тут артистов так развезло, что дальше сниматься они уже не смогли. А «опыт» пригодился – на следующее утро, уже совершенно трезвые, они идеально сыграли пьяных.

Море, солнце, тигры

В эпизод в любимом всеми «Полосатом рейсе» Василий Лановой попал случайно. Отдыхал на море. Режиссёр Владимир Фетин попросил сказать в кадре всего несколько слов. Лановой ответил что-то вроде: не-ет, эпизоды – это уже не моё, я снимаюсь в главных ролях. На что Фетин заметил: «Иногда эпизод делает актёру карьеру!»

И он был прав. «Это моя самая любимая роль. Потому что это был единственный случай, когда я снялся в комедии!» Добавим – в кино. Потому что в театре у Ланового комедийных ролей множество.

Да, кстати, знаете, почему в «Полосатом рейсе» у артиста поднимались волосы? Их набриолинили и привязали на ниточки…

От героев былых времён…

«Офицеры» – картина странной судьбы, – рассказывал Василий Лановой. – Вначале мы относились к ней как к рядовой работе. И ошиблись…»

Интересно, что Алина Покровская, игравшая в фильме Любочку, женщину, в которую влюблён Иван Варавва, сначала должна была играть Елена Добронравова. Но у неё возник конфликт с режиссёром из-за того, что она считала, что не может любовь такого красавца оставаться без взаимности. Но режиссёр никак не мог согласиться с тем, что романтическая история может превратиться в банальный адюльтер. И актрису заменил.

Лановой тоже не сразу понял, каким должен быть его герой. Почему он всю жизнь любит чужую жену? Но потом осознал: Варавва – романтик. Обычный романтик. Как Павка Корчагин, капитан Грей… И Лановой сыграл романтика. Как всегда.

Подготовила Эльвира Дажунц

Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+4
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+5
Умеренный дождь