Экономика

«Электронное правительство» пребывает в изгнании

11 августа
Каждый из нас, кто страдал в очередях за справками или на оформление документов, является сторонником «электронного правительства» – даже если сам не знает об этом. Ведь предполагалось, что, если вам нужно получить справку по форме 9, загранпаспорт или любой другой стандартный документ, достаточно с любого компьютера зайти на сайт «электронного правительства» своего района или города, заполнить форму – то есть вписать данные в заготовленные графы – и отправить ее «гулять», нажав кнопку «выполнить». Далее программа сама заходит в базы данных различных ведомств, выбирает нужные сведения и заносит их в форму. Человеку остается зайти за готовой справкой и забрать ее.

Эта часть «электронного правительства», следуя традиционным англоязычным сокращениям, называется G2C (government to citizen) – правительство для гражданина. По аналогичной схеме должна была заработать программа для предпринимателей G2B (government to business) – правительство для бизнеса. В ней можно было бы получить лицензию на продажу спиртных напитков или зарегистрировать предприятие в течение нескольких часов. Третья часть программы – G2G (government to government), правительство для правительства – должна была сделать эффективной работу чиновников. Например, запросы из одного ведомства в другое должны приходить не в традиционном бумажном виде, а как электронное письмо, которое будет постоянно напоминать о том, что на него необходимо ответить, как только чиновник приходит на работу и включает компьютер. Такие системы работают во многих странах мира, где компьютер – не роскошь, а обычный инструмент.
Хотели, но – не получилось. На недавнем совещании президент Дмитрий Медведев, оценивая ситуацию с «электронным правительством», сказал, что оно до сих пор «пребывает в изгнании». Но сама идея «электронизации» государственной машины, а затем и всех сфер жизни не умерла. Она продолжит жить, хотя и под другим названием. На смену «Электронной России» (важнейшей частью которой было электронное правительство) придет «Информационное общество».
Программа «Электронная Россия» была рассчитана на 8 лет – с 2002 по 2010 год. То есть она заканчивает свое отнюдь не победное шествие по стране в следующем году. Нельзя утверждать, что программа провалилась: собственно электронная часть, то есть закупка оборудования, была реализована. Однако сотни тысяч новых компьютеров и серверов не дали того эффекта, на который рассчитывали разработчики. Выяснилось, что граждан надо уговаривать воспользоваться его услугами, а чиновников – заставлять отдавать ему полномочия. И то и другое пока получается неважно.
Еще одной целью «Электронной России» было развитие отечественных информационных технологий. Планировалось, что российский IT-бизнес должен был стать за это время (с 2002 по 2010 год) конкурентоспособным на внешнем рынке и заменить или по крайней мере помочь, газо- и нефтедобывающим предприятиям в деле пополнения федерального бюджета. Примером была Индия, в которой IT-отрасль приносит в казну ощутимые суммы за счет работы на экспорт компаний, разрабатывающих программное обеспечение. Программа была разбита на 3 этапа: 2002 год – анализ уровня информатизации страны, 2003–2004 годы – создание единого телекоммуникационного бескрайнего российского пространства на базе интернета, а 2005–2010 годы должны были ознаменоваться массовым распространением информационных технологий в реальном секторе экономики, а также внедрением единого электронного документооборота между ведомствами правительства на всех уровнях – от сельского района до федерального министерства. Помешала, как выявило Министерство связи и массовых коммуникаций, проведшее тщательное исследование, межведомственная технологическая «чересполосица».
В «урожайные» с точки зрения бюджета годы на оснащение министерств техникой и программами правительство выделяло любые затребованные суммы. Но каждое ведомство закупало оборудование на свой вкус, не особо заботясь о совместимости с другими федеральными службами, тем более с регионами. Сами для себя министерства и регионы заказывали и программное обеспечение. Сотни миллионов рублей истрачено на создание дублирующих друг друга продуктов, которые к тому же плохо стыкуются между собой.
К тому же и цели регионы ставят совершенно разные. Поставили главной целью внедрение электронного документооборота 36 регионов, информационную безопасность – 32, развитие информационных услуг – 30, формирование информационных ресурсов – 29, создание регионального «электронного правительства» – 25, создание интернет-порталов органов власти – 23, развитие системы подготовки пользователей информационных систем – 23. То есть регионы, заполучив деньги по программе, решили сходить «кто в лес, кто по дрова». Естественно, что эффект от таких прогулок был незначительный.
Сейчас для решения этой проблемы в правительстве создан совет главных конструкторов, который объединяет чиновников, ответственных за информатизацию своего ведомства. Ну а главным в нем назначили главу Минкомсвязи Игоря Щеглова. Первую проблему – технологическую – надеются решить за счет централизации управления программой.
Второй проблемой стал человеческий фактор. Выяснилось, что простой механистический подход в данном случае не срабатывает. Мало поставить компьютеры на столы госслужащих и подключить их к интернету. Необходимо изменить психологию чиновников – чтобы из властителей бизнеса, открывающих за умеренную плату доступ к требуемой информации, они стали бы фактически сервисной службой для предпринимателей, да еще и бесплатной.
Московские специалисты, одними из первых столкнувшиеся с этой проблемой, жаловались, что в нашей стране строже всего охраняются не военные тайны, а информация, за которую чиновник может получить деньги. Именно поэтому им (работавшим по госзаказу компьютерщикам) так и не удалось подключить к системе «электронного правительства» базы данных целого ряда ведомств. Например, остается недоступной база ГИБДД и ряда комитетов, связанных со строительством. А уж о том, чтобы получить по электронной почте все нужные документы, например, для открытия своего дела и речи быть не может.
Можно ли называть всю эту ситуацию саботажем? Формально – нет, потому что не было какого-то координирующего центра, не было спланированных акций. Фактически же – можно. Ведь чтобы сорвать тот или иной новый проект, не нужно устраивать диверсий – можно просто отнестись к нему формально. Что и происходило на всех чиновничьих уровнях.
В общем, ключевую часть программы «Электронная Россия» – создание «электронного правительства» – президент и премьер признали невыполненной. В новой программе «Информационное общество» – наследнице «Электронной России», которая стартует с 2011 года, виртуальному правительству отведена главная роль. Срок дан до 2015 года. Если и к этой дате новое «правительство» не заработает – полетят головы. Слишком большие надежды связывают руководители страны с этим проектом, чтобы позволить ему еще раз провалиться.
Андрей Давлицаров
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь