Элитное жилье важнее науки?
Петербург и вся Россия могут лишиться крупнейшего в Европе генофонда плодовых, ягодных и кормовых культур. Земли Павловской опытной станции, на которых произрастает больше 5,7 тысячи уникальных сортов и видов растений, решили отдать под строительство коттеджей. Эти растения выжили после блокады и теперь могут исчезнуть из-за прихоти чиновников. Сотрудники станции получили письмо из федерального Фонда содействия жилищному строительству: он предписывал освободить земли (больше 80 гектаров) до 24 марта.
– За последние полгода нас проверял десяток комиссий – из Россельхознадзора, природоохранной прокуратуры и других ведомств, – рассказывает директор Павловской опытной станции Федор Михович. – Никто не сделал замечаний, все признали, что мы используем наши земли целевым образом. Поэтому письмо из фонда стало для нас шоком. Никаких объективных причин для того, чтобы изъять эти площади, нет. Станцию основал академик Николай Вавилов, он выбрал эти земли неспроста – здесь особый микроклимат. А для жилья это совсем не важно.
Павловская опытная станция, как и еще 11 других станций в различных уголках России, принадлежат Всероссийскому институту растениеводства (ВИР).
– Весь генбанк России хранится в нашем институте, – объясняет директор ВИРа Николай Дзюбенко. – Это стратегический биологический продовольственный ресурс, который гарантирует безопасность нашей страны. Наша коллекция по значимости и объему занимает четвертое место в мире. Есть два способа сохранения коллекции: заморозка семян и хранение в полевых условиях – то есть выращивание. Этим и занимаются на Павловской станции. Вообще, Фонд содействия жилищному строительству имеет право изымать земли, но только те, которые не используются для научных целей. Так что налицо не только безответственность чиновников, но и нарушение закона. Сотрудники ВИРа уже подали исковое заявление в суд и направили открытое письмо российскому правительству. Пока это не дало результатов.
Дария Орешкина