Страна и мир

Если кризис – это кнут, то налоговые каникулы – это пряник

15 июня

Написать язвительную критическую рецензию на новый петербургский закон о пятилетних налоговых каникулах для некоторых видов и подвидов малого бизнеса не составило бы никакого труда. Мне этот закон чем-то напомнил гадкого утёнка: такой же нескладный, неуклюжий, и его так же легко обидеть. Но с другой стороны, а почему мы всё время ждём появления какого-то идеального закона о малом бизнесе? Такого, что только он будет принят – и всё, любая кухарка сможет управлять фирмой. Закона, который превратил бы ленивого наёмного работника в энергичного предпринимателя, не может быть по законам природы. Законы, в том числе тот, о котором идёт речь, дают людям шанс. А кто и как им воспользуется – это не только от чиновников, но и от самих людей зависит.

Итак, 10 июня губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подписал закон о предоставлении налоговых каникул малым предприятиям, которые будут созданы после 1 января 2016 года и смогут работать по упрощённой схеме налогоообложения, иметь в штате не больше 15 человек и заниматься производством, наукой или социальными услугами. Несуразности данного документа сами бросаются в глаза. Спад экономических показателей в городе налицо. И даже несколько тысяч новых малых предприятий, которые нужны прямо сейчас, пришлись бы кстати. Но какой наивный человек будет открывать своё дело сейчас и платить налоги с первого до последнего дня жизни фирмы, если можно подождать полгода с небольшим – и получить свободу от налога на доход (социальные всё равно придётся платить) на целых пять лет?

 

Смысла в том, чтобы откладывать начало каникул на будущий год, нет никакого. На бюджет они не влияют, ведь льготу предоставят только тем, кто впервые занялся предпринимательством. Сказать, что идея каникул только что внезапно осенила чиновников Смольного, тоже нельзя. Потому что это вообще не их идея: закон, разрешающий регионам вводить для малого бизнеса налоговые каникулы, приняла ещё в прошлом году Госдума. Иными словами, экономический блок Смольного не только медленно запрягает, но и столь же медленно ездит.

Столько же очевидна в новом законе другая «нескладуха»: возможность действующим предпринимателям уйти от налогов, просто переписать бизнес на родственников. Муж, к примеру, решит с Нового года стать домохозяином, а его жена – владельцем раскрученного бизнеса, причём неважно, откуда он у неё взялся, – формально она ведь впервые стала предпринимателем.

Плюс ко всему открывается широкое поле для налоговых злоупотреблений. Снова возьмём для примера супружескую пару: жена регистрирует после Нового года своё ИП (индивидуальное предприятие) с налоговой льготой, муж переводит ей за какие-нибудь мифические услуги выручку своей фирмы (главное, чтобы не больше 45 миллионов рублей в год – это предел для ИП), и счастливые супруги совершенно законно обходят… закон.

 

И всё же, несмотря на вышесказанное, новый закон полезен – даже своими недостатками. Он помогает заманить новичков в бизнес. У многих людей с началом кризиса упали или «заморозились» (то есть тоже упали) зарплаты, зато для бизнеса открылись возможности почти как в начале девяностых годов: сейчас столь же недоступны кредиты и столь же выгодна конъюнктура с импортом и курсом рубля. Но если 20–25 лет назад чуть не половина всех людей рвалась в кооператоры – другой возможности подняться просто не было, то за минувшие годы все оценили преимущество спокойной жизни на зарплаты, особенно в столичных городах. Если кризис – это кнут, то налоговые каникулы – это пряник, который предлагает государство, чтобы возродить оскудевший класс предпринимателей. Этот класс и законы в его поддержку полны недостатков. Но со временем этот некрасивый птенец может стать лебедем.

 

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно