Планета

«Если ты мирный житель – живи, если нет – уходи»

23 декабря

Корреспондент «НВ» в Израиле совершила путешествие по арабским кварталам Иерусалима, пребывание в которых часто небезопасно


С высоты арабский квартал Бейт-Ханина смотрится вполне мирно, хотя это далеко не так

В арабские восточные районы Иерусалима вы, конечно, можете зайти (заехать) без приглашения и охраны. Но делать это не рекомендую: никто не знает, как отреагируют местные жители на ваше появление, – иногда подростки с камнями и бутылками вырастают как из-под земли. Нас возил по этим городским и пригородным районам мэр города Нил Баркат, а сопровождала наш автобус машина с тремя полицейскими. Так израильтяне вынуждены передвигаться по своей столице в свете не прояснённого для мира статуса города.

Конечно, мэр стремился показать лучшее, что было в районах недавнего бедствия – массовых беспорядков. Вот и следов от камней почти не видно на трамвайных остановках в Шоафате, мимо которого мы проезжали в Рамат-Шломо, откуда открывался вид на арабский квартал Бейт-Ханина. В этот день здесь было спокойно: мы проезжали вполне депрессивные районы – улицы, не блещущие красотой и чистотой, но мирные. Удивлял контраст: вот дорогие, красивые особняки, рядом странного вида лачуги, но это обычные контрасты арабских поселений. Радовало то, что детей на улицах было мало, – мэр гордо сообщил, что общими усилиями детей удалось вернуть в школы. На вопрос, чему учат в школах и не занимаются ли подстрекательством (прецеденты были), последовал ответ: школы здесь сами выбирают, по какой программе они хотят учить детей – израильской или палестинской.

– Поймите, – объяснял мэр недоверчивым иностранным журналистам по дороге в одну из школ, построенных Израилем для арабских девочек, – три тысячи лет здесь жили все кто хотел. Иерусалим не был разделённым городом. Мы не должны, мы не имеем права запрещать евреям селиться в одних районах, а арабам – в других. Это неправильно! Если ты мирный житель – живи, если нет – уходи! И я уверен: нет другой модели!

И в доказательство мэр демонстрировал карту города, где еврейские районы перемешаны с арабскими так, что границы провести просто невозможно. В плане – развитие и еврейских, и арабских кварталов.

– Мы за последние пять лет открыли 171 новый класс для арабских школьников, развернули строительство около 5 тысяч квартир в восточных кварталах, – отчитывался мэр.

Не приходится сомневаться в том, что арабы Иерусалима с удовольствием селятся в еврейской части города, однако появление евреев в арабской всегда чревато последствиями, беспорядками. А мировая общественность негодует. Не по поводу беспорядков, а по поводу «вторжения» в арабские кварталы города.

– Но ведь это дискриминация! – утверждает мэр. – Если кто-то хочет купить землю и строить в арабской части города, как я могу запретить это? И я не могу запретить арабам жить в Гило и других еврейских районах. Жить рядом – у нас нет другого решения!

Ну, решения могут быть разными, правые и левые израильские политики спорят об этом до хрипоты. Масла в огонь подливает левая европейская общественность. Конечно, западноевропейских журналистов убедить в чём-то трудно, они строго спрашивают мэра: зачем, собственно, Израилю строить школы для арабов, а не дать им возможность самим разбираться со своими делами? И ответить на это так же трудно, как на вопрос, нужно ли палестинцам своё государство или им нужно вести вечную непримиримую борьбу с Израилем вообще.

Мы приезжаем в школу, построенную Израилем для арабских девочек в Бейт-Ханине, где преподают по палестинской программе. Толерантность в действии. Девочки занимаются в классах, кто в хиджабах, кто без. Иврит учат с третьего класса – английский – с первого.

– А что, дети правда вернулись в школы с улиц, где они занимались привычным камнеметанием? – спрашиваем менеджера школы, симпатичную девушку в хиджабе Тахани Малаби.

– Ну, – уклончиво отвечает Тахани, – бывают разные ситуации. Иногда они не посещают занятия. Но сейчас почти все на месте.

Школа построена пять лет назад – красивая, светлая. Девочки смотрят на нас с любопытством и возвращаются к своим занятиям. Жаль, что нам не показали школу для мальчиков, думаю, там встреча не была бы столь безоблачной….

В подтверждение этого – беседа с представителем полиции Мики Розенфельдом, который сообщил нам, что в Иерусалиме обычно работают 3000 полицейских, а теперь – на 1200 больше. И над арабскими районами периодически плавают аэростаты с видеокамерами и прочей техникой слежения.

– Иерусалим борется с террором на двух уровнях. Первый уровень – разведка. Второй – быть в месте теракта и предотвратить его, – рапортует Мики Розенфельд. (Уже после поездки стало известно о предотвращении крупного теракта, который должна была совершить очередная шахидка, жительница посёлка Дженин. Она намеревалась привести в действие «пояс шахида», который планировала спрятать под одежду, выдавая себя за беременную. Разведка сработала, и пятерых террористов арестовали. – Прим. авт.)

– Пока всё не так плохо, – считает полицейский. – Будет хуже – подключим частные охранные структуры.

Последняя остановка на холме Гиват ха-Матос, где мы вроде бы не увидели ничего примечательного, кроме нескольких старых домов-караванов, в которых когда-то селили репатриантов из СССР, – потом их переселили в нормальные квартиры. И сейчас здесь мерзость запустения. Район со всех сторон окружён разросшимся городом. Но строить здесь запрещено, так как холм – за зелёной чертой, отделявшей когда-то Израиль от Иордании, и европейская и американская общественность считает любое строительство в этом месте «поселением», нарушающим права палестинцев.

– Но холм – рядом с еврейским Гило и арабским Бейт-Сафафа... По плану мэрии здесь должен появиться новый район! Какое же это поселение? Мы и так живём здесь все вместе, рядом! – пытается объяснить нам ситуацию Иегуда Бен Йосеф, волонтёр, учитель школы «Бейт ха-Цаяр».

Однако идея «двух государств для двух народов» всё ещё привлекательна для тех, кто закрывает глаза на трудности её реализации. Так что новый микрорайон, где должны были получить квартиры и евреи, и арабы, появится здесь, судя по всему, не скоро.

А «Золотой Иерусалим», единый и неделимый в представлении израильтян, по-прежнему разделён невидимыми границами. И когда его статус станет чётким и ясным для всего мира – неизвестно.


Алла Борисова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.12
0.189 (-0.21%)
Курс Евро
98.31
0.167 (-0.17%)
Погода
Сегодня,
08 май
среда
+1
09 май
четверг
+7
Ясно
10 май
пятница
+9
Облачно