Есть вещи важнее жизни
Пацифизмом я переболел в ранней юности, когда чёрное и белое чётко разграничено. С тех пор пересмотрел многие взгляды. Это не значит, что теперь я люблю войну. Я её ненавижу, и гораздо больше, чем тогда. Хотя бы потому, что сам видел, как вползает война в мирный город, как на улицах лежат трупы людей, ещё вчера живших обычной жизнью. Это страшно… Война – как «гробы повапленные, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты». За блеском парадов, героической романтикой, своеобразной красотой оружия – разлагающаяся плоть.
Тут пацифисты в своих рассуждениях обычно останавливаются. Но именно в этом их недомыслие, и хорошо, если не злонамеренное. «Пацифизм – это сомнительного свойства доктрина, пользуясь которой человек пользуется благами, предоставляемыми ему обществом, не желая за них платить, – да ещё претендует за свою нечестность на терновый венок мученика», – сказал великий американский писатель Роберт Хайнлайн.
Так уж повелось, что война – одна из неотъемлемых функций жизни человечества, расплата за наш интеллект и творческое начало. Библия говорит, что войны будут до самого конца мира.
Метафизически война – испытание. Такое же, как болезнь, боль, смерть. Проходя через них, человек должен прийти к пониманию своего ничтожества по сравнению с Богом и – парадоксально – своего величия как любимого Божьего творения. Должен посмотреть на свою жизнь новым взглядом, передумать её («передумывать» – изначальное значение слова «покаяться»).
Но всё это не значит, что от болезней не надо лечиться, что не надо стремиться облегчить горе и боль. И не значит, что не надо сражаться. Смысл испытания – ещё и в борьбе. А если ты не хочешь бороться против неблагоприятных обстоятельств, ты предаёшь себя и ближних. Церковь, всегда осуждавшая убийство, никогда не осуждает сражающихся за свой народ солдат.
«Жизнь принадлежит тем, кто не боится её потерять» – так завершается цитата Хайнлайна. Война – это колесница смерти, с которой трубами Страшного суда возвещается: есть нечто, что гораздо важнее нашей жизни.
Недавно в медийной среде разразился громкий скандал вокруг высказывания председателя Синодального отдела РПЦ по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, якобы радующегося скорой войне. Но сказал он следующее:
«Мир сейчас долгим, слава Богу, не будет. Почему я говорю «слава Богу» – общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни, – это общество, оставленное Богом, это общество долго не живёт».
Где здесь радость по поводу войны? Священник славил Бога за то, что Он не покинул нас, что полностью согласуется с христианским требованием благодарить Творца за всё, что с нами происходит. И да – спокойная, монотонная и бездуховная жизнь почти всегда знак того, что Бог оставил попытки спасти нас, раз сами себя мы спасти не хотим.
Может быть, конечно, отец Всеволод высказался резковато для восприятия нецерковных людей. Но и в израильском обществе начала эры, наверное, немало возмущения вызвало известие, что Христос принёс не мир, но меч, и Его пророчество о разрушении храма, и проклятие неплодной смоковнице... И такое же возмущение позже вызывали юродивые, ко многим из которых сегодня обращаются как к святым. А при жизни они часто говорили резкие, жёсткие, горькие и малопонятные людям вещи… Это – христианство. Учение для большинства людей крайне неудобное, потому что в его основе не человеческая логика. И уж точно с пацифизмом христианство не сочетаемо.
Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ»