Это бизнес!
развод
– Обещаю, красавица, в этом магазине для вас обязательно будет скидка! – расплывается широкой улыбкой пожилой еврей, хозяин небольшого сувенирного магазинчика в городе Нетания, в 40 минутах езды от Тель-Авива.
Выбираю знаменитый в этих местах брелок-ладошку, который, как сказала его помощница минуту назад, стоит 8 шекелей (120 рублей). Дороговато, но хочется. Протягиваю ему.
– С вас 8 шекелей.
– А как же скидка?
– Так было же 10, – не снимая оскал невероятного счастья с лица, произносит торговец.
Ну что я, девушка из другой страны, не знающая, как правильно торговаться, к тому же воспитанная двумя робкими женщинами и учившаяся в школе почти на отлично, могу ему сказать? Конечно, улыбаясь, я проглатываю собственное недовольство и отдаю названную сумму. По пути к месту обеда, конечно, чувствую на своей шее скользкие лапы земноводного животного, но, стиснув зубы, пытаюсь найти нужное кафе.
– Вы наверняка к нам, – останавливает меня у дорогого рыбного ресторана другой пожилой еврей.
– А кафе «Лондон» – это вы? – спрашиваю, ведь иду в конкретное место, которое порекомендовали знакомые.
– Конечно! Заходите…
В середине трапезы я, всматриваясь в меню, понимаю, что «Лондоном» тут и не пахло. Набираюсь смелости и с дипломатической улыбкой говорю официанту: мол, ловко меня заманил его коллега. Парень, прижимая плечи к ушам, привычно отвечает: «Ничего не знаю – это бизнес!»
Признаюсь, не была я возмущена или даже удивлена. Наоборот – рада! Ведь в Турции продавцы обычно клянутся, что, если ты не купишь эту футболку за 20 лир, его дети непременно помрут с голоду. А в Тунисе торговцы ещё более изобретательны: ходят за караваном туристов на верблюдах с холодными напитками, но не продают сразу. Подсовывают, когда дезориентированный москвич или петербуржец слезает с животного. Турист – живой пример работы хватательного рефлекса – без задней мысли берёт бутылку в руки, с которой в то же мгновение слетает пробка. А потом выясняется, что стоит «кола» долларов 15…
Помню, жаловалась как-то знакомой, которая работает в сувенирном магазине на Невском проспекте, на такое вот несправедливое обращение с туристами. И заговорили мы про янтарь.
– А он у вас калининградский? – интересовалась я. – Дорогой, наверно…
– Не то слово! – вздыхала подруга. – Вот только закупочная цена у него как у пластика…
И тут я поняла: 8 шекелей – это вообще не деньги.