Планета

«Европа в евро не нуждается!»

16 июня

Кто вы, герр Саррацин: конъюнктурщик или провокатор?

Бывший член совета директоров бундесбанка Тило Саррацин, некогда ославившийся на всю Европу своим опусом «Германия самоликвидируется», написал новый опус под категоричным названием «Европа не нуждается в евро». Опус, в очередной раз вызвавший на родине сего «беллетриста от экономики» и читательский ажиотаж, и политический скандал. Чтобы разобраться в причинах и того, и другого, я выложил из собственного кармана 22,99 евро и потратил целую неделю на изучение 350-страничного труда Саррацина. Труда, который, если верить рекламе, дает «предельно откровенные ответы» на множество самых актуальных вопросов, касающихся общеевропейской валюты. Труда, в котором – опять же, если верить всемирному «пиару», – знаменитый скандалист увязывает введение общеевропейской валюты с расплатой за Холокост. И утверждает при этом, что Германия вполне обойдется без евро, если изживет в себе известный комплекс исторической вины.

Честно говоря, приобретая фолиант, упакованный в обложку в стиле «дацзыбао», изначально сомневался в том, что хитроумный Саррацин хоть сколь-нибудь подробно развернет в своем произведении «холокостный» тезис, возбудивший сознание как обывателя за кружкой пива, так и рецензентов-интеллектуалов. Ведь, в конце концов, за словесное надругательство над темой Холокоста в современной Германии можно ответить и по суду. И действительно, самым «опасным» утверждением о якобы «имеющейся связи между введением евро и расплатой за Холокост» в книге является следующий пассаж: поклонники евро «руководствуются весьма распространенным в Германии суждением, будто вину за Холокост и Вторую мировую войну удастся окончательно искупить только тогда, когда мы все наши интересы, все наши деньги отдадим в руки европейцев». Вот и все.

Саррацин – успешный предприниматель от публицистики, осторожный и искусный демагог. Его «творческий» стиль: приписать неким анонимным оппонентам изначально абсурдные тезисы, а затем – успешно их «разоблачать». Это можно видеть на примере приведенной мной цитаты из его опуса. Это можно было наблюдать и в ходе публичной дискуссии Саррацина с коллегой по партии СДПГ Пером Штайнбрюком, транслировавшейся по Первому каналу немецкого телевидения (ARD). Так, к примеру, задаваясь «смелым» – впрочем, возникающим неизвестно у кого вопросом: «Могут ли немецкие долги из прошлого, долги, относящиеся к временам диктатуры и геноцида, служить аргументом для существования единой валюты?» – Саррацин «решительно» отвечает: «Нет! Не могут служить!»

Между тем не надо быть ни служащим бундесбанка, ни «макроэкономистом», чтобы понять демагогичность и надуманность такого вопроса «от Саррацина». Но тогда, если Тило действует столь примитивными методами, – в чем же заключается взрывоопасность его опуса для социального мира внутри ЕС?

Во-первых, дело в том, что «Европа» вышла в свет в самый подходящий – с точки зрения противников единой валюты – момент. То есть тогда, когда среднестатистический немецкий налогоплательщик все чаще задумывается, сколько еще можно помогать странам-должницам, а среднестатистический местный интеллектуал все охотней развлекается выдумыванием неологизмов наподобие «драхмогательство» и «гревро» (некое производное от Греции, «грева» и евро). Для такой, увы, немалочисленной аудитории творение Саррацина – словно бальзам на душу. Вот только вместе с этим «бальзамом» исподволь впитывается сомнение не столько в нужности евро, сколько сомнение в вине былых поколений за Холокост.

 Во-вторых, книга господина Тило наверняка будет переведена в ближайшее время на языки стран-должниц и ляжет там на благодатную почву возмущения тамошнего обывателя «немецким диктатом» в рамках ЕС. Если же учесть, что новый опус Саррацина, как и прежний, представляет собой невнятную мешанину из статистики с очень четкими, грубыми нападками не столько на экономику стран-должниц, сколько на сам менталитет населяющих их народов, то легко представить, насколько тем же итальянцам и грекам придется по душе такой «немецкий взгляд» на них.

Рискну спрогнозировать, что, после того как новый бестселлер Саррацина будет раскуплен миллионными тиражами – в чем можно не сомневаться, вспоминая успех его предыдущей книжки о «тупых эмигрантах», – в странах-соседках Германии последует эмоциональная ответная реакция: дескать, популярность книги свидетельствует о том, что огромная читательская аудитория в ФРГ «отрицает» вину Третьего рейха за Холокост. Именно этим, а не нагромождением плохо отсортированной автором цифири и страшна «Европа», которая «не нуждается в евро». А еще – тем, что ни многие поклонники, ни критики творения Саррацина до сих пор… не удосужились прочесть его. Будь оно иначе, у того же Штайнбрюка, который многим в Германии видится преемником госпожи Меркель на месте канцлера, нашлись бы более веские аргументы против демагогии Саррацина, нежели ничего не означающая фраза: «Так не должно быть!»

 Между тем мировая пресса, в том числе российская, обсуждая «скандальное произведение», словно не замечает, что подбрасывает дрова в костер. Сотни и тысячи заголовков статей типа «Валюта Холокоста» не отвечают содержанию «выдающегося исследования» Саррацина, но – не хочется верить в это – отвечают глубинному замыслу автора. Автора, греющего руки у того костра, на пепелище которого уже однажды оказалась его страна и первым «публицистическим» искрам которого так радуются сейчас неонацисты, поднимающие головы на волне финансового кризиса в ЕС.

 Есть и еще несколько забавных обстоятельств, о которых забывают сторонники «творчества» Саррацина. Во-первых, будучи в свое время высокопоставленным сотрудником бундесбанка, он сам непосредственно участвовал в «рождении» общеевропейской валюты. Так почему же еще в те годы не подал в отставку и не вышел на улицу с плакатом: «Европа не нуждается в евро»? Крепок задним умом? Так покаялся бы в том, что был одним из родителей этого «страшного чудища» хотя бы теперь.

Во-вторых, одноименная книга – вовсе не второй, как принято утверждать, а уже третий по счету бестселлер скандального автора. Еще в 1998 году Саррацин создал опус под названием «Евро: шанс или авантюра?». Опус, несмотря на название, в целом комплиментарный по отношению к единой валюте и тоже прекрасно раскупавшийся – на волне интереса к ней.

Даже эти два факта доказывают, что автор, уже наделавший столько шума в Старом Свете, – не борец за правду. И даже если не сознательный провокатор, то завзятый конъюнктурщик, всегда тонко чувствовавший спрос. Если это не так, то почему Саррацин зарабатывает капиталы на своей книге как раз в той валюте, которая якобы не нужна Европе? Коли уж евро столь бесперспективно, как настаивает автор, – так подождал бы введения в Греции драхм. И продавал свое творение исключительно за них.

Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.25
0.189 (-0.2%)
Курс Евро
99.36
0.215 (-0.22%)
Погода
Сегодня,
23 апреля
вторник
+5
Слабый дождь
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь