Планета

Европу лихорадит – в России проблемы…

11 октября

 

Видные российские политологи и экономисты – о том, в чем истоки кризиса еврозоны и каковы могут быть его последствия для мира и нашей страны

Европейский союз уже второй месяц находится в эпицентре финансового цунами. По мнению ряда экспертов, именно в Старом Свете сейчас поднимается вторая волна мирового экономического кризиса, которая может оказаться еще сильнее и разрушительнее обвала-2008. Если три года назад спасать пришлось лишь банки и крупнейшие предприятия, то теперь под тяжестью долгов в неспокойных водах мировой экономики могут потонуть целые государства.

Грецию, как известно, буквально парализовали забастовки – тысячи разгневанных людей выходят на улицы городов, блокируют государственные учреждения и скандируют лозунги: «Мы не хотим платить за ваши ошибки!», «Долой капитализм!». Министры финансов стран еврозоны отложили выделение очередного транша финансовой помощи Греции. Причина – неспособность Афин удержать дефицит бюджета на уровне, согласованном с Евросоюзом и МВФ. Но если помощь от ЕС не придет в ближайшее время, то греческое государство сможет выплачивать пенсии и зарплаты бюджетникам только до середины ноября. После этого государственная казна будет пуста, и Греции придется объявить дефолт.

Падение Греции может поджечь бикфордов шнур, от которого запылает европейский пороховой погреб. Тем более что громадные долги накопили даже ведущие государства ЕС: Италия, Испания, Франция. Не говоря уже о Португалии или Ирландии. Ведущие мировые рейтинговые агентства уже понизили суверенный рейтинг Италии, что привело к обвалу на европейских биржах.

Но какова природа кризиса в еврозоне? Какое будущее ждет Евросоюз и валюту евро? И почему проблемы в Старом Свете привели к еще более серьезным проблемам… в России, где стремительно падает и рубль, и биржевые индексы, а население почему-то бежит скупать доллар и проблемный евро?

На эти вопросы отвечают эксперты «НВ», известные российские экономисты и политологи: главный редактор журнала «Однако» Михаил ЛЕОНТЬЕВ, президент Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН и руководитель исследовательской группы «Знаниевый реактор» Сергей ПЕРЕСЛЕГИН.


1. Какова природа кризиса в еврозоне? Почему ЕС зашатался именно сейчас?

 

Михаил Леонтьев: – Кризис еврозоны – это часть мирового финансового кризиса, который, что бы там ни говорили политики, с 2008 года не прекращался ни на миг. Сегодня экономические потрясения вступают в новую, более острую фазу, связанную с долгами крупнейших государств. Но в чем особенность нового этапа? В результате кризиса 2008 года мировая банковская система фактически рухнула – и долговые обязательства банков легли на плечи государств. Однако вечно накапливать долги страны не могут. Но и отказываться от привычного уровня потребления тоже ой как не хочется. В итоге государства-должники вплотную приблизились к черте банкротства.

При этом возможности у разных государств разные. С одной стороны, есть США, которые могут включить печатный станок и напечатать долларов столько, сколько им заблагорассудится. А с другой стороны, есть все остальные страны, которые такой возможности лишены. И хотя долг США в разы превышает долг Греции и Италии, Америка пока уверенно держится на плаву, а греки терпят настоящую финансовую катастрофу.

Но это отнюдь не значит, что американская экономика более здорова или эффективна, чем, скажем, греческая или итальянская. Не стоит верить широко раскрученным мифам! Просто вся мировая финансовая система построена на долларе, а Штаты, будучи самым сильным звеном в этой цепочке, сполна пользуются своим эксклюзивным положением. Конечно, вся долларовая система через взлеты и падения стремительно движется к своему трагическому финалу. Но пока «зеленый фантик» и мощь США не рухнут окончательно, доллар будет все время побеждать, а евро и другие валюты – терпеть поражение. Ведь как построена глобальная финансовая система? Когда рынки начинает не на шутку трясти, все инвесторы стремятся встать под защиту сильного и стабильного доллара – и гигантские капиталы бегут из Европы в Америку. Вот когда мировая экономика достигнет своего дна и доллар перестанет быть «надежной гаванью», тогда эта система прекратит свое существование.


Михаил Делягин: – Кризис еврозоны вызван характером европейской интеграции, когда разнородные страны развиваются в рамках одной жесткой структуры под диктовку крупных корпораций. Как это происходило? Крупный капитал из крупнейших стран Европы приходил на рынки периферийных стран, скупал то, что ему было интересно, и закрывал все, что ему мешало. В итоге слабые звенья Старого Света лишились собственной промышленности и оказались вписаны в единый интеграционный проект.

При этом гражданам стран – новичков ЕС давались неплохие социальные гарантии – согласно единым европейским стандартам. Но вскоре выяснилось, что правительства маленьких европейских стран не в состоянии найти на них деньги. Тогда в рамках интеграции государства-лидеры давали им огромные кредиты и финансовую помощь. Так было вплоть до наступления нынешнего экономического кризиса, когда вся малина кончилась совершенно неожиданно. Сегодня стало очевидно, что очень многие страны Европы оказались в долгах как в шелках. И как они будут их отдавать – не понятно. Греция стоит на пороге банкротства, и если дефолт будет объявлен, то полетит не один европейский банк.


Сергей Переслегин: – Кризис еврозоны начался не сейчас и даже не в штормовом 2008-м – я диагностировал его начало еще в 2003–2004 годах. И связан он в первую очередь со структурой экономики ЕС, которая для успешного развития требует постоянного расширения. Благодаря неустанной экспансии она получала дополнительные рынки сбыта, широкое экономическое пространство, ограниченное протекционистскими барьерами, и экономию на логистике. Однако вечно Евросоюз расширяться не может. И неудивительно, что, когда ЕС прекратил свою экспансию, у него тут же начались острейшие проблемы. Иными словами, Евросоюз напоминает мне велосипедиста, который может двигаться вперед, только пока он крутит педали, но делать это становится все сложнее – песок мешает…

Впрочем, фактор финансового кризиса 2008 года тоже никто не отменял – этот удар по европейской экономике оказался весьма и весьма сильным. Так, в прошлом году он проявился как пенсионный кризис. Тогда эту дыру удалось залатать, но сегодня возникла новая дыра – валютный кризис. По сути, сейчас Евросоюз выбирает между вариантами поражения: или пенсии не платить, или долги копить, или валютой пожертвовать…

Другой важный фактор – неадекватность европейской энергетической политики. Ни для кого не секрет, что без сильной энергетики не может быть ни мощной экономики, ни стабильной валюты. Однако лидеры ЕС ведут себя в этой сфере, мягко говоря, странно. Так, Франция не смогла вовремя заменить свои реакторы на более современные, хотя способность производить такие вещи эта страна демонстрировала не раз. Германия же из-за своих «зеленых» вообще не способна решать энергетические проблемы.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов ошибочную политику европейских стран в Ливии и на Ближнем Востоке в целом. Дело даже не в том, что европейцы ввязались в дорогостоящую ливийскую авантюру, да еще на фоне долгового кризиса. Куда опаснее другое – своей политикой они спровоцировали миграционное цунами из Африки.


2. Как будет дальше развиваться кризис? Какая судьба ждет валюту евро?

М. Л.: – Не думаю, что в ближайшие месяцы произойдет крах евро. Хотя лихорадить эту валюту будет очень сильно. В Евросоюзе решения принимаются очень долго и со скрипом – пока европейцы не найдут вариант, который более или менее устроил бы всех, они не начинают действовать.

Что же касается Евросоюза, то по мере усугубления кризиса «бедные европейские родственники», надо думать, выйдут из состава ЕС, а зона евро сократится до Германии, Франции и стран Бенилюкса. При этом вплоть до самого краха мировой финансовой системы евро будет почти всегда проигрывать доллару.

М. Д.: – Распада еврозоны и краха ЕС, скорее всего, не произойдет. Не для того корпорации создавали общий рынок и единую европейскую валюту, чтобы так просто обнулить результаты своих многолетних трудов. Без них крупный бизнес попросту не сможет существовать. А вот отдельным государствам Старого Света, по всей видимости, придется туго: их начнут постепенно банкротить. Попутно корпорации будут забирать себе оставшиеся лакомые куски местной собственности.

Параллельно в Европе, очевидно, произойдет усиление наднациональных структур. Причем это в первую очередь касается неформальных и малоизвестных организаций вроде Европейского фонда, созданного для поддержки в кризис европейских экономик. Евро же, полагаю, останется в живых, несмотря на все нынешние неприятности.

С. П.: – Я уже давно отстаиваю точку зрения, что Евросоюз ждет незавидная судьба. Однако недооценивать проект европейской интеграции ни в коем случае нельзя уже потому, что им занимались весьма серьезные люди: Ватикан и германская элита. Их усилиями родилась уникальная форма объединения, какой раньше не существовало. И эта структура при всех ее очевидных проблемах обладает высокой степенью устойчивости.

Так что считаю, что нынешний валютный кризис Европа еще переживет. С евро, видимо, тоже ничего не случится. Даже если отдельные страны вернутся к своим национальным валютам, то евро все равно будут использовать для межгосударственных расчетов. Однако после того как валютная дыра будет закрыта, ЕС на новом этапе столкнется со своими структурными проблемами и мало ему явно не покажется. Сейчас вот все пинают Грецию, однако стоит обратить ваше внимание на то, что дела в той же Германии обстоят не намного лучше.


3. Почему неприятности на Западе больно ударили по России? Почему во время кризиса евро падает российский рубль?

М. Л.: – Если посмотреть на макроэкономические показатели, то мы на первый взгляд вполне можем спать спокойно. Россия накопила солидные золотовалютные резервы. Бюджетный дефицит у нас есть, но небольшой – куда нам до греческого, итальянского или американского дефицита! К тому же Россия пока еще может похвастаться положительным внешнеторговым сальдо. По идее, при таких показателях российский рубль должен быть здоров как огурчик, но в реальной жизни трудности в еврозоне привели к обвальному падению нашей национальной валюты. Так в чем же дело?

Нынешний этап кризиса в очередной раз показал, насколько Россия зависима от глобальной экономики и особенно от цен на сырье. И когда начались проблемы в сердце современной финансовой системы, мировую периферию, к коей принадлежит РФ, залихорадило с удвоенной силой. Что делать – таковы «условия регаты». Скажем, макроэкономические показатели Европы гораздо лучше, чем у Америки, но почему ЕС страдает сильнее, чем США? Да потому, что Штаты контролируют мировую финансовую систему, основанную на долларе! По той же самой причине дела в России обстоят хуже, чем в Европе. Когда в ядре капиталистической системы прогрессирует кризис, с периферии начинается отток спекулятивного капитала – европейцам и американцам нужно срочно зашивать собственные дыры. Не будут же они питать деньгами чужую экономику, когда их собственный дом объят финансовым пожаром! Поэтому главной жертвой европейского кризиса стал именно российский рубль.


М. Д.: – По причине острейшего кризиса в Европе сейчас не хватает денег. Останавливается промышленность, в результате чего местным предприятиям требуется гораздо меньше нефти, газа и металлов, чем в тучные годы. Разумеется, что на этом фоне происходит снижение цен на сырье и всех спекулятивных активов. Параллельно капитал начинает убегать из России и других периферийных развивающихся стран, чтобы поддержать тонущий западный корабль. А раз так, то стоит ли удивляться, что проблемы евро так больно ударили по стабильности российского рубля?


С. П.: – Я бы не стал переоценивать степень влияния европейских проблем на российскую валюту. Да, поначалу на российских биржах был обвал, но сейчас ситуация постепенно устаканивается. Все-таки значение рубля не настолько большое, чтобы впадать в излишнюю зависимость от мировых проблем. Если крупная неприятность случается в США, то в Нью-Йорке все в шоке, в Лондоне – тоже, но какое дело жителям Урюпинска до заокеанских несчастий? Они как едва сводили концы с концами, так и продолжают сводить. Точно так же ведет себя и российская экономика на фоне обострения кризиса в Европе. После 1990-х и дефолта 1998 года их проблемы для нас – не страшнее легкого осеннего насморка.

 

 

Подготовил Михаил Тюркин
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+8
Сильный дождь