Планета

«Евротитаник» идет ко дну?

11 февраля

Символизм гибели «Коста Конкордии» не добавляет оптимизма в прогнозах на будущее объединенной Европы

Греция зависла на грани банкротства – ЕС дал стране пять дней, чтобы доказать, насколько тщательно она готова урезать социальные расходы. Ситуация становится все более критической, ведь если к концу марта Эллада не получит финансовой помощи, то она пойдет ко дну. А за ней наверняка и вся объединенная Европа. И все эти события разворачиваются на фоне катастрофы круизного лайнера «Коста Конкордия», в которой многие усмотрели «перст судьбы» и зашифрованное «символическое послание». Поскольку лайнер считался одним из символов Евросоюза, его «транспортным воплощением», гибель корабля, всего на месяц разминувшаяся со столетием затопления «Титаника», трудно не трактовать как признак скорого заката Европы. Во всяком случае, в ее нынешнем виде.

Как и в свое время «Титаник», лайнер «Коста Конкордия» изначально строился как гордость и слава европейского флота. Гигантские размеры, изысканный дизайн, превосходный сервис – трудно представить себе более внушительный символ успеха объединенной Европы. Недаром каждая палуба суперкорабля носила название одной из европейских стран.

«Конкордия» начала свое последнее плавание в морском порту Рима – Чивитавеккья, название которого переводится как «Древний город», что очень близко по звучанию с civilt veccia («старушка цивилизация») и перекликается с понятием «Старая Европа». Что же касается названия самого корабля, то оно переводится как «Берег согласия». Открываем официальный сайт «Конкордии» и читаем: «Имя лайнера выражает пожелание гармонии, единства и мира между народами Европы». Как после этого не проникнуться мыслью, что лайнер «Берег Согласия» – символ нынешнего Евросоюза…

По удивительному совпадению, именно в день гибели «Конкордии» – 13 января – американское рейтинговое агентство Standard & Poor’s опустило рейтинги сразу девяти из семнадцати стран еврозоны. Это событие вызвало очередную панику на биржах, гнев европейских лидеров и новый всплеск мрачных предсказаний о грядущей «второй волне» финансового кризиса.

 – Рейтинговые агентства после их прокола в 2008 году не критиковал только ленивый, – напоминает известный экономист Михаил Делягин. – Поэтому сейчас они и пытаются выставлять адекватные оценки – чтобы хоть как-то оправдать свое существование. А раз S & P понизило рейтинги сразу девяти стран ЕС, то это означает, что дела у старушки Европы совсем плохи. Еще в прошлом году европейские государства погрузились в «великую рецессию», а в 2012-м многие из них вообще уйдут в минус. Причем до сих пор не понятно, как будет решаться проблема Греции.

Если к марту Афины не получат очередной транш, то стране придется объявить себя банкротом, и тогда, повинуясь «эффекту домино», начнется затопление и более крупных «судов» – Италии, Испании, Португалии. Но даже если они вдруг проявят милосердие, проку от очередного «спасения Греции» будет не больше, чем от выкачивания воды с палубы тонущего корабля. Рано или поздно, считает большинство экспертов, затопление все равно произойдет – вопрос лишь в сроках.

Вообще, действия экипажа евросоюзовского корабля в условиях финансового шторма едва ли отличаются в лучшую сторону от поведения команды «Конкордии» и ее капитана Франческо Скеттино. Налицо все та же неадекватность, нежелание смотреть правде в глаза и стремление спасти себя и наиболее элитных пассажиров. Взять, к примеру, решение о введении Евросоюзом запрета на покупку иранской нефти. Нефтяное эмбарго больнее всего ударит именно по главным «евроутопающим» – Греции, Италии и Испании, для которых поставки энергоносителей из Ирана – вопрос жизни и смерти.

Однако триумфом неадекватности европейской «корабельной команды» стал, по оценке многих экономистов, последний антикризисный саммит ЕС в Брюсселе. По инициативе экономной Германии европейцы приняли так называемый Бюджетный пакт, который обязывает страны Старого Света не допускать бюджетный дефицит больше, чем 0,5 процента от ВВП. Нарушители будут платить Брюсселю гигантские штрафы.

– Страны зоны евро подписали совместный пакт о самоубийстве, сделав ставку на экономию бюджетных средств. Это приведет не к росту, а к краху их экономики, – прокомментировал итоги саммита всемирно известный экономист Джозеф Стиглиц.

К словам нобелевского лауреата стоит прислушаться хотя бы потому, что он одним из первых предсказал в начале 2000-х годов нынешние финансовые потрясения, объяснив их природу. Не секрет, что фундаментальная причина кризиса – падение совокупного спроса в Европе и США: государства, предприятия и рядовые граждане не способны купить столько товаров, сколько ежедневно выбрасывается на рынок. В последние три десятка лет спрос искусственно стимулировался с помощью печатания денег и кредитной «накачки», что в итоге привело к появлению баснословных долгов и к раздуванию «финансовых пузырей».

– Наилучшая стратегия для европейцев – ограничить аппетиты финансового сектора и при этом всемерно поддерживать спрос, чтобы экономика продолжала хоть как-то развиваться, – полагает известный экономист Михаил Хазин. – Однако лидеры Евросоюза избрали прямо противоположный путь, сделав ставку на затягивание поясов, увольнение госслужащих и урезание социальных расходов. В итоге люди перестанут покупать товары – лучшего способа задушить экономический рост представить себе трудно.

Иными словами, спасение ЕС для лидеров – это всего лишь выбрасывание за борт всего, что они считают ненужным балластом, а вовсе не стремление спуститься в трюм и попытаться устранить гигантскую течь в финансовых отсеках своего экономического корабля. При этом по мере усугубления шторма усугубляется разброд и шатания членов экипажа и пассажиров европейского «Титаника». Лайнер слишком отдалился от спасительного «Берега согласия» (как, напомним, переводится «Коста Конкордия»). Так, к Бюджетному пакту отказались присоединяться Великобритания и Чехия, чьи лидеры сочли, что спасаться нужно самостоятельно, а не под диктовку «капитанши» Ангелы Меркель и дотошных брюссельских боцманов.

…Да, между трагической гибелью «Титаника» и катастрофой «Коста Конкордии» действительно существует какая-то таинственная взаимосвязь. Ко всему прочему, на борту «Конкордии» находились потомки пассажиров с легендарного британского лайнера – официанта и скрипача, ублажавшего слух солидных англо-американских господ. А в тот момент, когда итальянский лайнер дал крен, в одном из баров внезапно зазвучала песня из кинофильма «Титаник». Как правило, столь масштабные катастрофы трактуются как дурное предзнаменование и символ грядущих потрясений. Катастрофа «Титаника», к примеру, открыла «бурные» 1910-е годы, на которые пришлась и Первая мировая война, и кровавая русская революция. А трагедия «Конкордии» выглядит прологом к драматическим событиям второго десятилетия XXI века, одно из которых – финансовый крах Евросоюза – уже, похоже, не за горами. Или пессимисты опасаются зря?

 

мнение оптимиста

«Закат Европы» пока не предвидится 

Станислав Ткаченко, экономист, политолог, руководитель магистерской программы «Дипломатия» факультета международных отношений СПбГУ

Еще в начале ХХ века немецкий философ Освальд Шпенглер предрек «закат Европы» в своей одноименной нашумевшей книге. И что? С тех пор утекло много воды, но Старый Свет не просто остался на плаву, но и создал конкурентоспособную экономику и процветающее общество. Это не значит, что у ЕС нет проблем – долговой кризис действительно свирепствует. Но не думаю, что нынешние экономические неурядицы приведут к краху Евросоюза – даже распада еврозоны, скорее всего, мы не увидим.

Вообще, периоды еврооптимизма не раз сменялись европессимизмом – в полном соответствии с законом маятника. Так, в 1970-е годы почти все были уверены в том, что Европейское экономическое сообщество доживает последние дни. Однако уже в 1990-е многие уважаемые эксперты на полном серьезе утверждали, что пройдет совсем немного времени и ЕС расширится на целый мир. Сейчас маятник, видимо, снова качнулся в сторону декадентских настроений. Но и они не вечны.

При определенных обстоятельствах нельзя, конечно, исключать, что Греция выйдет из еврозоны и вернется к драхме. Новое греческое правительство настолько заигралось и настолько агрессивно отстаивает свои интересы на переговорах с кредиторами, что Афинам в любой момент могут указать на дверь. Но такую вероятность я бы все равно оценил всего лишь на 25 процентов. Скорее всего, греки поторгуются, попробуют добиться максимального списания долгов – и выполнят все условия кредиторов. Что же касается Португалии, Испании и Италии, то они затянут пояса, урежут бюджетные дефициты, сократят социальные программы и останутся на плаву.

Хоронить единую европейскую валюту, как это любят делать многие коллеги-эксперты, тоже нет никаких оснований. Скорее всего, курс евро в первом полугодии 2012-го будет падать, а во втором – начнет расти. Так что никакой катастрофы не случится.

Но даже если распад еврозоны внезапно произойдет, то это тоже не будет означать крах ЕС. В конце концов, Евросоюз – это общий рынок, свободное перемещение людей, капиталов и услуг, а не только единая валюта.

В целом усилия лидеров ЕС по спасению зоны евро кажутся мне вполне здравыми и адекватными. Подписание Бюджетного пакта означает, что они теперь будут иначе смотреть на свою финансовую политику: станет больше дисциплины и согласованности и меньше спонтанных и рискованных действий. Если раньше у ЕС была лишь единая монетарная политика (зона евро), то теперь он получит возможность активнее влиять на налоговую и бюджетную стратегию отдельных государств – членов союза. Это позволит сократить бюджетный дефицит и запредельный государственный долг, существенно оздоровив европейскую экономику. А как же иначе! Отныне любители пожить на хорошую ногу будут вынуждены следить, чтобы их дефицит составлял не более полпроцента от ВВП, – в противном случае их ждут суровые санкции. 

 

Почему Standard & Poor’s  понизило им рейтинг

Франция. Снижение кредитного рейтинга этой страны – крайне тревожный симптом. Французская экономика, занимающая второе место в ЕС по величине после немецкой, всегда считалась одним из локомотивов союза. Однако сейчас элегантным галльским «машинистам» становится все труднее скрывать, что их мотор вот-вот заглохнет. Так, в прошлом году рост французского ВВП не составил и одного процента, в то время как госдолг подскочил до 87, а безработица – до 10 процентов. Согласно опросу Gallup, Франция занимает первое место в ЕС по «экономическому пессимизму».

 

Австрия. «Раз уж Австрии нельзя полностью доверять, то кому, вообще, можно?» – этот вопрос сейчас волнует многих портфельных инвесторов. Тем не менее дела у страны, чьи горнолыжные курорты облюбовали российские нувориши, обстоят не так блестяще, как бриллианты в ожерельях их длинноногих спутниц. Госдолг – 80 процентов, безработица растет ударными темпами, а правительство вынуждено следовать в русле общеевропейского «затягивания поясов».

 

Словакия. Страна обладает сравнительно низким суверенным долгом (всего 45 процентов от ВВП) и довольно развитой промышленностью, но при этом занимает предпоследнее место по уровню жизни в еврозоне. Поэтому стоит ли удивляться, что словаки не спешат проявлять «европейскую солидарность», когда Брюссель предлагает им скинуться на спасение куда более зажиточных Греции, Италии или Испании?

– Это настоящий Советский Союз! – возмутился по этому поводу спикер словацкого парламента Рихард Сулик. – Но мы никогда в подобный «союз» не вступали. Перед референдумом о присоединении к ЕС нам никто не сказал, что мы должны будем платить миллиарды на греческие пенсии и итальянское не понятно что. 

 

Словения. По нынешним европейским меркам Словения – достаточно благополучная страна. Тогда почему агентство S & P понизило словенский рейтинг? Большинство экономистов не могут это объяснить, и тогда им на помощь приходят политологи, связывающие решение заокеанской «конторы» с непростыми американо-словенскими отношениями. Дело в том, что на декабрьских парламентских выборах победила неугодная Вашингтону левая партия «Позитивная Словения» во главе с сербом Зораном Янковичем.

 

Италия. Это та самая финансовая бомба замедленного действия, которая в любой момент может взорваться, похоронив под обломками ЕС в его нынешнем виде. Еще бы – госдолг Италии составил почти 2 триллиона евро (120 процентов от ВВП), что гораздо больше, чем у Греции, Испании, Португалии и Ирландии, вместе взятых. И если «итальянский лайнер» вслед за «Конкордией» пойдет ко дну, то он, в отличие от маленького «греческого суденышка», моментально увлечет за собой весь Евросоюз. «Время красивой жизни прошло – настала пора работать!» – такую установку пытается внедрить в сознание неунывающих итальянцев новый премьер Марио Монти. Пока это получается плохо – страну регулярно сотрясают забастовки госслужащих, демонстрации коммунистов и погромы анархистов.

 

Испания. Испанский госдолг не кажется запредельным (66 процентов), однако Испания занимает первое место в Европе по уровню безработицы (22 процента трудоспособного населения, среди молодежи – и вовсе 50 процентов). Тысячи отчаявшихся без работы людей все чаще проникаются революционными настроениями. С мая 2011 года мадридская площадь Пуэрто дель Соль едва не превратилась в испанский Майдан.

 

Португалия. Эта страна, по оценкам экспертов, стоит следующей после Греции в очереди на дефолт. Госдолг – 106 процентов от ВВП, безработица – 10 процентов, а дырка в бюджете настолько огромна, что Лиссабон просто не в состоянии самостоятельно обслуживать свои долги. Что делать, приходится с протянутой рукой выходить на финансовую паперть и радоваться каждому трану от ЕС и МВФ.

 

Ирландия. Еще четыре года назад страна гордилась титулом «кельтский тигр» и наслаждалась почти китайскими темпами экономического роста (7–10 процентов в год). Однако начавшаяся в 2008 году «великая депрессия» показала, что достижения Ирландии – спекулятивные. Ирландскому правительству пришлось затратить баснословные суммы на спасение банков, признать лопнувшим пузырь на рынке недвижимости и закрыть глаза на разбухание бюджетного дефицита до 10 процентов от ВВП. Сегодня Ирландия входит в тройку европейских больных, которым потребовалась помощь от международных финансовых «докторов» – ЕС и МВФ. Однако болезнь продолжает прогрессировать – бюджетный дефицит (96 процентов от ВВП) и безработица растут бешеными темпами.

 

Кипр. С началом долгового кризиса и особенно «греческой болезни» дела у Кипра стали идти не блестяще. И хотя островное государство имеет не самый крупный госдолг по нынешним европейским меркам («каких-то» 60 процентов от ВВП), экономический рост в 2012 году, по официальным прогнозам, не доползет и до одного процента.

 

Из 17 стран еврозоны наивысший рейтинг – ААА – удалось сохранить лишь четырем странам: Голландии, Люксембургу, Финляндии и Германии. Правда, агентство Standard & Poor’s снабдило свои комментарии негативным прогнозом.

Особое место в списке «отличников» занимает Германия, которая на фоне бушующего моря долгового кризиса, без преувеличения, выглядит островком стабильности. С одной стороны, это породило настоящую эйфорию в германской элите – многие политики говорят, что «сегодня Европа говорит по-немецки». С другой стороны, немцы понимают, что необходимость платить по счетам южных гедонистов объективно работает на ослабление их экономики. В немецких пивных бюргеры все чаще недовольно ворчат: «Хватит уже кормить этих бездельников!»

К росту могущества Германии другие страны Старого Света тоже относятся противоречиво. С одной стороны, они признают за богатенькими немецкими Буратино право заказывать музыку, а с другой – с тревогой наблюдают за превращением ФРГ в безоговорочного гегемона на континенте.

Михаил Тюркин
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+8
Ясно