Экономика

Фабрика финансовых грез

30 апреля
В одной из бесплатных петербургских городских газет недавно появилась реклама: «Высокодоходные инвестиции, 30 процентов годовых в рублях». И пояснение – некое ООО «Русский экран» по программе «Экспресс» привлекает средства граждан для инвестиций в кинобизнес. Корреспондент «НВ» побывал в офисе ООО и убедился, что заманчивые предложения фирмы способны обернуться очередным скандалом с обманутыми вкладчиками.
Офис находится на Невском проспекте, наискосок от будущей станции метро «Адмиралтейская». Филиал ООО (как сообщает официальный сайт компании, головная организация находится в Москве) занимает… одну комнату. Обстановка спартанская – стол, тумбочка, двустворчатый шкаф, компьютер с принтером. Как-то несолидно для фирмы, обещающей проценты втрое больше, чем банки. Зато, в отличие от банка, клиенту здесь охотно раскрывают все секреты бизнеса.
– Сейчас банки перестали вкладываться в создание фильмов, – говорит руководитель подразделения Александр Минаев. – Богатые люди, которые раньше спонсировали кинопроцесс, в кризис тоже не могут помочь. Именно поэтому у простых людей появилась возможность выгодно вложить деньги. Ведь кинобизнес суперрентабелен. Например, сериал из 8 серий мы снимаем за 2,08 миллиона долларов, а телекомпания покупает его (договор уже есть) за 2,8 миллиона долларов. Процесс работы идет полгода, итого доходность – 70 процентов годовых. Мы – прямые производители, нам удалось устранить звено-паразит – коммерческий банк.
Сайт «Русского экрана», не менее скромный, нежели офис на Невском, сообщает, что в структуре группы 20 марта 2009 года были созданы два новых юридических лица: кинокомпания «Невский проспект» и Творческо-производственное объединение «Русский экран». Кинокомпания начала съемки телесериала «Блеск и нищета» (12 серий), а объединение приступило к работе над романтической комедией «Экзамены любви». Обе картины должны быть закончены в феврале 2010 года. Сейчас «Русский экран» привлекает средства по четырем инвестиционным программам, самая доступная из них – на два месяца, «порог вхождения» – 30 тысяч рублей. Однако, по словам Александра Минаева, проектов у компании гораздо больше. И не только в кино.
– На сайт мы всего не вешаем, нам агрессивная реклама не нужна, как не нужны и непроизводственные траты, – доверительно сообщает менеджер.
Пока мы беседуем, в офис звонят петербуржцы, которым сотрудники компании честно сообщают, что особых гарантий нет, но «сейчас ведь кризис и полной гарантии даже система страхования вкладов в банках не дает». К слову, в интернете висят и образцы договоров. Юридически они составлены вполне корректно: средства предлагают сдать на основе договора займа, в соответствии с Гражданским кодексом. Поскольку данное ООО не банк, в государственную систему по страхованию вкладов оно не входит. Взамен «Русский экран» обещает застраховать средства за свой счет в частных страховых компаниях. Но в договорах есть пункт: если страховка не будет оформлена, отвечает за это само ООО. На практике это значит, что если будет банкротство – помощи ждать неоткуда.
А Александр Минаев тем временем сообщает корреспонденту «НВ», что только в Петербурге компания привлекала от граждан 80 миллионов рублей (проверить эту цифру невозможно), и жалеет:
– Зря сделали низким минимальный заем. Люди с советским менталитетом приходят – только напрасно время отнимают. А в то же время есть инвесторы, которые в компанию по несколько миллионов рублей уже вложили.
К слову, генеральным директором ООО «Русский экран» является некий Михаил Казаков. Но это вовсе не знаменитый режиссер и актер, у того фамилия другая – Козаков. А о Михаиле Казакове сайт сообщает скромно: «Закончил Московский институт международных экономических отношений. С 2006 года работает в сфере юриспруденции». В группу, по информации все того же сайта, кроме головного ООО и двух кинокомпаний, входят рекламное агентство, издательский дом (выпускает журнал «Русский экран») и туристическое агентство. В стадии регистрации – некоммерческое партнерство, которое будет заниматься помощью студентам и ветеранам киноотрасли.
В офисе мне удалось подержать в руках журнал «Русский экран». Новый журнал с великолепной полиграфией, рекламой водки, шоколада, сетей кафе.
Одним словом – узнаваемо все до боли. И манера открывать офис, хоть и на арендованных площадях, зато в центре. И «планов громадье», о которых рассказывают первому встречному-поперечному. И настойчивое подчеркивание своего бескорыстия, мол, не для себя стараемся – людям помогаем заработать, а излишки прибыли ветеранам отдадим. И потом – слезы людей, потерявших свои сбережения, и гневные бесполезные митинги.
Мы не можем сейчас комментировать обещания «Русского экрана». Может быть, он их сдержит. Хотя мучают вопросы: если производственный цикл рассчитан на десять месяцев, почему средства берут в долг на два? Ведь дохода незаконченная картина не принесет. Не выплатят ли проценты за счет новых заимодавцев? И зачем брать у населения под 30 процентов, если в банке-«паразите» дают их под 20? Вот только зададут ли себе эти вопросы и те, кто несет сегодня деньги на фабрику грез?


вне закона


Миллион украсть проще, чем кошелек
Законы России в области финансов имеют много дыр. Например, если банк или паевой инвестиционный фонд должны регулярно отчитываться перед государством, то какое-нибудь ООО может привлекать средства граждан на свое усмотрение. Главное, не забыть назвать эти средства не вкладами (на прием вкладов имеют право только банки), а займами. Но главное условие появления сомнительных финансовых компаний – безнаказанность такого рода деятельности. Украсть из кармана кошелек со 100 рублями – уголовное преступление. А директора компании, собравшей с граждан несколько десятков миллионов рублей и после этого лопнувшей, можно привлечь к ответственности, только если будет доказано, что он одалживал деньги и не собирался их возвращать.


между тем…

Найди десять отличий
Год назад «НВ» рассказало о деятельности некоммерческого партнерства «Русский проект» («РП»). Оно тоже собирало с людей деньги под некие инвестиционные проекты. Через пару месяцев фирма, как мы и предупреждали, «кинула» вкладчиков, а еще спустя месяц была официально признана финансовой пирамидой. Однако, когда «НВ» опубликовало первый материал, раскрывающий финансовую схему «РП», фирма сидела в престижном месте на Невском проспекте и вовсю принимала средства доверчивых граждан. В то время мы не могли открыто сказать: осторожно – это финансовая пирамида! По закону до момента краха и возбуждения уголовного дела фирма-лохотрон считается легальной и добропорядочной. Официально назвать организаторов «РП» жуликами нельзя до сих пор: руководитель конторы арестован, но суд еще не признал его виновным.
Впрочем, у «Русского экрана» и «Русского проекта» есть как сходства (использование слова «русский», адрес – Невский проспект, обещание неимоверных процентов), так и отличия. В «РП» гражданам рассказывали о плантациях помидоров в Краснодарском крае, производстве консервов, магазинах и ресторанах в Петербурге и Ленинградской области, строительстве коттеджей под Ломоносовым. «РЭ» на народную копеечку якобы будет снимать фильмы и сериалы, которые после продажи прав на демонстрацию и прокат принесут колоссальный доход. «РП» обещал гражданам 60 процентов годовых, «РЭ» – только 30.


компетентно

Кризис сбил цены, но и заказы ушли
Виталий Сидоренко, заведующий кафедрой менеджмента в кино и телевидении Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК):
– Я в первый раз слышу о компании «Русский экран» и кинокомпании «Невский проспект». Люди, которые на сайте указаны как их руководители, мне неизвестны. Например, Михаил Казаков не появлялся на горизонте гильдий организаторов кинопроизводства и продюсеров. Я слежу за кинематографической прессой, новостями в нашем мире, но известия о начале съемок фильмов «Блеск и нищета» и «Экзамены любви» как-то прошли мимо меня. Новый журнал «Русский экран» я тоже не держал в руках, хотя, будучи заведующим кафедрой, получаю всю профессиональную прессу.
Учитывая, что большинство кинопродюсеров работают с убытком, идея занять под съемки деньги у населения представляется достаточно странной. Когда телеканалы заказывают съемку сериала, они закладывают в цену прибыль продюсера. Обычно она составляет 5–10 процентов от стоимости проекта. Как же можно выплатить с такого дохода 30 процентов годовых и остаться в плюсе? Допустим, вы снимаете сериал про современную жизнь, не очень дорогой. Расчетная стоимость одной серии 150, максимум – 200 тысяч долларов. Кризис сбил цены, себестоимость производства, но и заказы ушли. В целом производство сериалов – дело выгодное, но сумасшедших заработков здесь нет.
Имейте в виду, что при подписании договора с телеканалом аванс продюсер получит в исключительном случае – когда заведомо известно, что он берется за производство картины с высоким рейтингом. А обычно канал дает не деньги, а гарантийное письмо, что товар купят, с этим письмом продюсер идет в банк. Брать сегодня кредит в коммерческом банке под 20–25 процентов – значит, работать в убыток, где уж выдержать 30 процентов!
Алексей Миронов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно