Северо-Запад

Финские туристы освоят карельскую промзону

26 декабря

Заброшенные рудники и заводы могут приносить пользу и быть интересными, если вложиться в их обустройство

В Карелии появится беспрецедентный туристический маршрут, который свяжет объекты в Пряжинском и Сортавальском районах с музеями провинции Северная Карелия в Финляндии. Эта идея принадлежит Карельскому научному центру РАН, а конкретно – Институту геологии. Именно геологические и горнопромышленные объекты, нечасто используемые в отечественном туристическом бизнесе, будут представлены на этом пути. Проект назвали Mining Road («Дорогой горных промыслов»). Через Программу приграничного сотрудничества на его реализацию выделено 800 тысяч евро.

Известно, что старые штольни, шахты, рудники, да и старые заводы пользуются спросом у туристов на Западе – это и познавательно, и достаточно красиво. Разумеется, все эти объекты обустроены таким образом, что риск свернуть себе шею минимизирован. То есть это музеи, где некий экстрим присутствует, но скорее в виде романтического флёра, не более.

В финском городке Оутокумпу, откуда планируется начинать маршрут, когда-то была шахта, где добывали медную руду и железный колчедан. Рядом возник горнообогатительный комбинат. Когда предприятие решили закрыть, то его не разгромили, как это, скорее всего, произошло бы в России, а сделали из него… музей.

Посетители здесь могут спуститься в шахту, походить по старым горнорудным цехам, подняться в заводскую башню, увидеть, как добывалась руда, как плавилась медь. На территории комбината стоят образцы горных пород, встречающихся в этой местности, сохранена заводская железная дорога, стоят экскаваторы и другие агрегаты – словом, человеку любознательному есть что посмотреть. Также в округе есть ещё несколько очень живописных старых карьеров и шахт, которые можно осмотреть с экскурсоводом.

В Карелии с геологией не хуже, чем в Финляндии, и тоже есть что показать. И горное дело так же было развито, и даже кое-какие объекты остались. Вот с чем хуже на несколько порядков – так это с информацией о старых шахтах и рудниках. Такая информация есть у людей, профессионально занимающихся этими объектами, но широкой публике и турбизнесу она практически недоступна.

Ну а неухоженность заброшенных каменоломен и заводов уже никого не удивляет. Там, где они расположены поблизости от жилья, всё завалено мусором, если далеко в лесу – вокруг сплошной бурелом и бездорожье.

Только один горнопромышленный объект в Карелии сейчас почти процветает – это мраморный карьер Рускеала. Путём неимоверных усилий из заброшенного карьера удалось сделать Горный парк – музей под открытым небом, куда народ валит валом и зимой и летом. При этом руководство парка заявляет, что далеко не все планы по обустройству карьера реализованы и есть куда двигаться, были бы деньги.

Поэтому Рускеалу, которая лежит прямо на дороге из Оутокумпу (через границу, конечно), логично связать в один маршрут с финскими объектами. Но карельские геологи решили на этом не останавливаться. По дороге на Петрозаводск в Пряжинском районе притаился совершенно уникальный объект – руины Тулмозерского чугуноплавильного завода. Даже сейчас этот монструозный комплекс производит впечатление, а ведь он проработал всего четыре года в конце XIX века и закрылся из-за кризиса, когда упала цена на чугун. Немногие туристы, журналисты и историки горного дела попадают на завод, отделённый от шоссе пусть и несколькими, но зато непролазными километрами лесной дороги. Но все они бывают неизменно поражены красотой этих зданий из дикого камня с кирпичными вставками.

Петрозаводский историк Андрей Грибушин, стоявший у истоков организации Горного парка в Рускеале, а теперь занимающийся Тулмозерским заводом, как-то сказал:

– Самым впечатлительным посетителям завода даже кажется, что это руины средневекового замка, и мне даже жалко разрушать этот миф.

Недавно на очередном семинаре, посвящённом проекту Mining Road, который прошёл в Петрозаводске, представители разных ведомств и исследователи докладывали о своей точке зрения на восстановление Тулмозерского завода как туристического объекта.

Корреспонденты «НВ» также внесли свою лепту в проект: нам удалось собрать практически неизвестные современным историкам сведения об организации завода, изобилующие просто детективными поворотами, и о геологических изыс-каниях на этой территории. Ведь руду брали здесь же, за рекой. С тех пор сохранились штольни в горе – полуобвалившиеся, довольно опасные, но очень красивые, с трёхъярусной структурой, старыми крепями, с рельсами для вагонеток, уходящими в вечный лёд на нижнем уровне. Конечно, в экскурсионную программу надо включать и рудник, но сначала его надо хотя бы минимально укрепить наиболее щадящими методами.

…А вот теперь о грустном. Проект Mining Road финансируется по большей части Евросоюзом и Финляндией, хотя российская доля там тоже есть. Но этих средств на все объекты на пути из Оутокумпу в Петрозаводск недостаточно. Ведь на один Тулмозерский завод нужно потратить колоссальные суммы, чтобы это был полноценный туристический объект или тем более горный музей – интересный, красивый и безопасный. Сейчас там только расчистили страшную чащу, которой заросли здания, но дорога туда по-прежнему только лесовозная. Сколько нужно потратить на штольни, доведя их до уровня нормального музейного подземелья, пока даже никто не считал. И туда тоже нет дороги! Ведлозерское сельское поселение, на территории которого находится завод, было бы радо получить какую-то выгоду с нового объекта, хотя деревенские пока очень смутно представляют, как можно на нём нажиться. Но куратор проекта с карельской стороны Виталий Шеков, заместитель директора Института геологии, уверен, что при известном старании можно выдать полноценный продукт, главное – заинтересовать турфирмы, которые возьмутся за этот маршрут, а потом грамотно его раскручивать.


кстати

Оккупант Олави оставил снимки музею

В деревне Колатсельга уже есть музей – в доме местной жительницы Алисы Губаревой. Она при ремонте родового дома нашла множество вещей своих предков, а потом и сама стала собирать по соседям и по родным. Сама давно бабушка, Алиса Петровна уверена, что и истории Тулмозерского завода у неё в избе найдётся место – ведь её музей уже включён в туристические маршруты по Карелии.

Да и финны к ней заглядывают – из-за романтической истории военного времени. Финский солдат Олави Кантеле во время оккупации был влюблён в сестру Алисы Анну. Но увезти её к себе на родину не смог и встретил снова лишь в конце 1990-х годов. Он привёз свои давние фотографии – всё время, что финны стояли в Колатсельге, Олави снимал Анну и её семью. Сейчас эти кадры стали частью музейной экспозиции…

Америка несравнима с Карелией

Сходный с Рускеалой объект есть под Прагой – его называют «Чешская Америка», колоссальные известняковые карьеры, тоже полузатопленные, тоже с многими штольнями и несколькими подземными этажами. Многочисленные гуляющие по «Чешской Америке» делают это даром (за путешествие по Рускеале берут деньги), но рискуют ежеминутно погибнуть, соскользнув со 60-метровой скалы. Там нет никакого пригляда, никаких экскурсоводов и никаких спасателей... 

Татьяна Хмельник, Фото Александра Потравнова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно