Экономика

Футбольное новоселье откладывается

07 июля

Проблемы с раздвижной крышей переносят открытие «Газпром-Арены» на 2013 год

Официальной датой открытия нового футбольного стадиона на Крестовском острове остается 15 ноября 2012 года, и заказчик – администрация Петербурга в лице комитета по строительству – ее пока не отменял. Но, судя по всему, придется, так как проект конструкции огромной кровли диаметром 286 метров еще дорабатывается. Отставание от графика подготовки документации «по крыше» составляет уже 6 месяцев.

Кровля на питерской футбольной арене – самый сложный, самый длительный по срокам монтажа и наладки элемент будущей «Газпром-Арены». По расчетам главного проектировщика стадиона из института «Моспроект-4» Дмитрия Буша, на сборку крыши потребуется не менее 12 месяцев и еще несколько месяцев на ее наладку. Можно, конечно, поспешить, но только не в этом случае. Кровля стадиона состоит из тысяч узлов, деталей и механизмов, часть которых придется изготавливать по уникальной технологии. А любой приблизительно подогнанный шарнир, чего при авралах и спешках, увы, не избежать, может попросту заклинить всю кровельную систему стоимостью свыше пяти миллиардов рублей. Так что спешить в ущерб качеству не позволит сам городской заказчик, как бы ни был он заинтересован в скорейшем пуске объекта, строительство которого началось еще 4,5 года назад.

Монтаж крыши, кстати, будет производить известная петербургская компания «Мостоотряд-19» – именно ее выбрал заказчик. Проектировщиков раздвижной части кровли из Германии, как и участников абсолютно всех крупных работ на объекте, тоже подбирал город.

– Выбирая и утверждая подрядчиков, заказчик берет всю ответственность на себя, в том числе и по срокам, – комментирует ситуацию Дмитрий Буш. – Мы, конечно, можем предложить и альтернативных исполнителей на все виды работ, но при таком раскладе любой срыв сроков полностью станет ответственностью именно генпроектировщика.

Заложником такого алгоритма стал генподрядчик – столичное ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой».

– Из-за непрекращающегося процесса пересмотра проекта постоянно сдвигаются сроки его исполнения, – отмечает официальный представитель генподрядчика Елена Гурьянова. – Вся история проекта сопряжена с его несовершенством. Но заказчик заключил с «Моспроектом-4» прямой контракт, и у «Трансстроя» попросту нет механизмов влияния на проектировщиков, чтобы ускорить процесс выдачи рабочей документации.

Таким образом, город, назначая на проектирование и строительство тех или иных проверенных чиновниками подрядчиков, сам и виноват, что некоторые компании оказываются некомпетентными. В результате таких ошибок петербургский футбольный стадион помаленьку становится долгостроем. В лучшем случае комитет по строительству получит чертежи крыши, которую «рисует» институт «Гипростроймост – СПб», только осенью текущего года. Затем конструкцию предстоит утвердить в Главной государственной экспертизе (ГГЭ), что может занять не один месяц. Почему же заказчик наступил на одни и те же грабли, зачем ему потребовалось менять вариант конструкции кровли, который в декабре прошлого года уже согласовала ГГЭ?

– Задержка сдачи документации на крышу в 2011 году вызвана концептуальными разногласиями, – признается Дмитрий Буш. – Когда весной 2010 года наш институт получил от заказчика полномочия на корректировку проекта, мы решили изменить авторскую ажурную конструкцию раздвижной части, состоящей из тысяч мелких «суставчиков». В условиях российской зимы вариант Кисе Курокавы попросту не смог бы работать и раздвигаться. Мы предложили структуру из двух крупных полукуполов, которые передвигались бы по рельсам и смыкались над полем. Размер же самой «дырки» в варианте «Моспроекта-4» равнялся размеру футбольного поля, а все остальное пространство было стационарным. Еще до нашего прихода на объект был подготовлен вариант с проемом, значительно превышающим размеры поля, под этот проект заказали металл. Очевидно, что деньги заказчику и исполнителям из «Мостоотряда-19» выбрасывать не хотелось. Вот почему комитет по строительству утвердил вариант с большой «дыркой», который в декабре прошлого года и прошел Главгосэкспертизу. Но нам и институту «Гипростроймост – СПб» удалось убедить заказчика, что одобренная им конструкция настолько нерациональна, сложна и длительна в изготовлении, а также ненадежна, что ее необходимо срочно заменить. После долгих сомнений заказчик с нашими доводами согласился.

Итак, получилось чисто по-российски: чиновники хотели сэкономить, а проиграли сотни миллионов рублей и время. Кстати, некоторые эксперты «НВ» по строительству отмечают, что советское качество проектирования в отрасли, похоже, утрачено. Сделать проект хорошо и с первого раза на сложных, а тем более таких уникальных объектах, как питерский стадион, получается по большим праздникам. Есть претензии к качеству чертежей и у генподрядчика.

– Выдача рабочей документации и ее подготовка (проектирование) идет одновременно со строительными работами. Вот почему мы не имеем на руках полного и исчерпывающего объема чертежей по стадиону, – напоминает «НВ» Елена Гурьянова. – А ведь именно к «Трансстрою» заказчик предъявляет особый спрос за этот объект. Некоторые сравнивают ход строительства стадиона для «Зенита» с рядом зарубежных аналогов. Мол, там и денег потрачено меньше, и построили быстро. Но все забывают, что было выверенное и взвешенное проектное решение – именно проект, а не архитектурная концепция, как в Петербурге, которую уже дважды подвергли масштабной корректировке.

Натянутые взаимоотношения подрядчика и проектировщика, которые, кстати, общаются не напрямую, а через городской комитет по строительству, замедляют темпы возведения «Газпром-Арены». А о спорном качестве проектирования, например, можно судить по записям в документе «Календарный план выполнения проектных работ (укрупненный) на 10.06.2011 года». Спецкор «НВ» насчитал около 60 (!) пунктов, по которым «Моспроект-4» отчитался: «Выполнено», а «Трансстрой» в примечании отметил: «Отсутствует», «Требует корректировки», «Не в полном объеме», «Продолжается выдача». Среди пунктов разногласий – проекты перекрытий, лифтовых шахт, тоннелей, новых колонн…

– Вы говорите о рабочих моментах, – спокойно парирует Дмитрий Буш. – Это, конечно, задерживает сроки выполнения конкретных работ, но не критично. Отмечу, что задержка документации по крыше пока не мешает ритмичной работе на стройплощадке на Крестовском острове. Фронт работ по железобетону у строителей обеспечен, они делают столько, сколько могут, уже вышли на отметку 32 метра. Судя по темпам, чаша стадиона будет готова через 4 месяца.

Верхняя кромка чаши заканчивается на отметке 42 метра, а 14 последних метров займет конструкция крыши весом 15 тысяч тонн и диаметром 286 метров. Ее элементы будут собираться на временных опорах. Подрядчики планировали начать монтаж раздвижной кровли еще три месяца назад.

 

Сергей Тачаев, Москва – Петербург
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+8
Ясно