Планета

Германия: Рождество на Пасху

10 апреля

Несмотря на «рождественские холода», немцы отметили Пасху проявлениями всеобщего людского тепла

В этом году в Германии действительно нет особой разницы между Пасхой и Рождеством. Во всяком случае, в смысле погоды и настроения немцев. Первая – плохая, с дождями и даже местами снегом. Второе – добродушное, хорошее, несмотря на погоду, подорожание электроэнергии и бензина, а также прочие бытовые неурядицы. Хорошее настолько, что бюргеры по зову сердца прятали в небольших сугробах снега традиционные пасхальные яйца, начиненные маленькими игрушками из киндер-сюрпризов и 5-евровыми купюрами, а детвора радостно отыскивала их. 

Одним словом, установившиеся кое-где минусовые, сродни рождественским, температуры не охладили горячие германские сердца. Пасха, если отвлечься от религиозного смысла, – праздник подарков. И пожалуй, раньше даже при отличной погоде в эти дни я еще никогда не видел такого количества обычных людей, просто жаждущих вас чем-нибудь одарить. В маленьких городках, поеживаясь от холода, выходили на улицы пекари и кондитеры, производители парфюмерии и детской одежды – и одаривали всех желающих «пасхальными яйцами». «Яйцами», роль которых исполняли вкусные булочки, выпеченные по местным рецептам, целые наборы косметических пробников, новая добротная детская одежда, пусть и моделей прошлогоднего сезона. 

Что особенно приятно: местные пасхальные традиции активно поддержали на этот раз и жители Германии нехристианского вероисповедания. Так, например, многие владельцы заведений турецкого общепита баловали посетителей бесплатной – и отменно вкусной! – шавермой. Может быть, все это кому-то покажется мелочью, но раздача пасхальных «слонов», в том числе и с многонациональным колоритом, стоит иной мессы. Ведь, во-первых, даже если вы – завзятый атеист или маленький ребенок, не приобщенный к таинствам Пасхи, сама праздничная здешняя атмосфера и обильные дары настраивают вас на самый добрый лад. А от этого и до изучения Библии не так уж далеко. 

Во-вторых, многонациональный колорит раздачи подарков – это, если хотите, «уличный экуменизм». Местные дети с младенчества привыкают жить в мультикультурной стране, и у этого есть не только минусы, но и плюсы. Хотя бы то, что дети приезжих постепенно, но все-таки учатся уважать исконные традиции немецкого государства. Причем это происходит без навязывания, нравоучений, привязки к цитатам из Библии – через подарки, улыбки, видимое отношение людей друг к другу. 

Радует и то, что на каждую Пасху как рядовые немцы, так и разные фирмы постоянно придумывают что-нибудь новенькое – в смысле подарков для сограждан. Например, в минувшие выходные меня – да и многих пассажиров поездов – ошарашили неожиданные пасхальные сувениры от известной авиакомпании. В утренней электричке на каждом кресле лежали прекрасные наборы для путешественников – с вложенными в них открытками, содержащими традиционное поздравление: «С радостной Пасхой!». В итоге каждый пассажир забрал с собой из вагона мягкую повязку на глаза, позволяющую прекрасно выспаться во время дальнего перелета, декомпрессионные носки, дающие отдых ногам туриста, легкие плащи (!), умещающиеся в брелоке с логотипом дарителя, а также несколько конфет от укачивания в пути. 

Разумеется, такую акцию можно назвать и пасхально-рекламной: поневоле многие из получивших столь щедрые дары в итоге заинтересуются услугами, которые оказывает даритель. Заинтересуются и не будут разочарованы, ведь та же авиакомпания всего за 10 евро готова доставить путешественников в Лондон, Милан, Париж и за ту же сумму возвратить его домой. В этом смысле местная Пасха – тоже сродни местному Рождеству. Да, это тоже праздник торговли, но не торгашей. В Пасху здесь еще активнее, чем в будние дни, ведется невидимая битва за будущего клиента. Вот только ничего в том «антихристианского» – компании заманивают людей не «бесплатным сыром» и не в «мышеловку», а легко и просто демонстрируют, что бизнес вполне можно вести, если так можно сказать, «по-божески». Не наживаясь в праздничные дни на покупательском азарте людей, а планируя сделать прибыль после праздников, с большого оборота. И такая «пасхальная механика» работает. 

Я лично знаком с десятком немцев, вскоре после Пасхи меняющих поставщиков электроэнергии, привычных авиаперевозчиков, переходящих делать закупки в другие магазины только потому, что традиционные поставщики (перевозчики, супермаркеты) сэкономили на светлом торжестве, предложив, на взгляд обывателя, явно недостаточное количество «пасхальных яиц».

Что касается простых дарителей, то и они всякий раз придумывают под Пасху нечто новенькое, как правило, со все большим «техническим уклоном». Особенную популярность набирает «геокэшинг» – своеобразная игра, когда одни ее участники ищут при помощи спутниковых навигационных систем (установленных, например, в мобильных телефонах) то, что спрятали для них в «тайниках» другие, быть может, за километр от дома ищущего, а, возможно, и за тысячи миль. Коротко заметив, что людская страсть к подаркам способствует развитию стихийного туризма – здесь он становится уже массовым, не хуже, чем у нас во времена СССР, – расскажу, как немцы ныне организовали в эти дни «пасхальный геокэшинг». И чем это, на мой взгляд, хорошо. 

Местные клубы по увлечениям с акцентом на геокэшинг, насчитывающие десятки тысяч членов, в этот раз договорились прятать подарки для ищущих в немецких городах и весях, в чьих названиях содержится слово Ostern (Пасха). Таковых природных «тайников» только я насчитал свыше пятисот. В результате желающие обрести спрятанные «пасхальные яйца» (от сластей до новейших сотовых телефонов) «поневоле» посещали все эти Остернбурги и Остерндорфы – по-нашему Пасхограды и Пасхальные села. Чем вам не стихийное краеведение, исподволь воспитывающее любовь к родине? 

При этом жители большинства Остернбургов и Остерндорфов словно предчувствовали наплыв «охотников за пасхальными дарами». Они бесплатно раздавали всем гостям красочные плакаты с окрестными видами и многоцветные брошюры, рассказывающие о том, почему их местечко носит «пасхальное» название. То есть современный немецкий «пасхальный геокэшинг» способствует росту интереса не только к родному краю, но и к его истории, развивает туризм. Что касается последнего, то в связи с его пасхальным угаром никогда не зову друзей на Пасху в Берлин – уж лучше в дни рождественские. 

Вот всего три цифры: дни Светлого праздника провели в столице Германии около 2 миллионов туристов, при этом каждый ежедневно обогащал казну города на 197 евро, а средняя продолжительность пребывания «пасхального туриста» в Берлине составила пять дней. Подчеркну: и в этом случае в Германии «делают деньги», – а какие именно, читатель теперь сосчитает и сам – не благодаря заоблачным ценам (дескать, под праздник и так «сметут все»!), а с оборота. Скажем, в местном отеле «Фабрика» снять одноместный номер стоит 38 евро, номер на двоих – 58 евро. Другое дело, что в связи с ажиотажным спросом на «Берлин пасхальный» найти свободные места в последний момент было очень сложно. А на следующую Пасху будет еще сложнее. 

Так что если вы однажды захотите окунуться в пасхальную атмосферу по-немецки, захотите увезти отсюда многочисленные подарки и сувениры, лучше обратить свое внимание на германскую глубинку. Вот всего один пример баварского «пасхального гостеприимства»: владелец одного местного отеля на протяжении трех предпраздничных дней не взимал с гостей своего заведения никакой платы. Более того – досыта бесплатно их кормил. Когда я поинтересовался у Гюнтера Зонненберга, как он «дожил до щедрости такой», собеседник ответствовал:

– У меня вполне достаточно денег – я неприхотлив. А вот делиться нам заповедовал Господь. Больше всего надеюсь на то, что, погостив у меня, люди впитают атмосферу доброты и уже в свою очередь сделают другим, менее благополучным, чем они, гражданам нечто хорошее. Именно в этом для меня глубинный смысл Пасхи – запустить круг всеобщей доброты.

Что ж, как видим, Пасха по-немецки не просто церковный праздник, но и торжество людской доброты. А еще – сложный механизм, способствующий развитию торговли, промышленности, туризма, изучению краеведения и родной истории. Если бы я, давно живущий в Германии, захотел что-то «экспортировать» отсюда в Петербург, то перенес в родной город на Неве именно этот поразительный «пасхальный дух». 

Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь