Взгляд

Глухая пора листопада

02 ноября

Золотая осень бывает не всегда. Она как приз. Как подарок, за что-то нам вручённый природой, – может быть, за тяжёлую затяжную зиму или короткое маловразумительное лето. И «день стоит словно хрустальный, и лучезарны вечера». Можно выбрать этот день и этот вечер и отправиться в осень.

В этот раз золото просыпалось на город и пригороды. И среди дождей в этот день выглянуло солнце, преобразив и украсив и без того невероятные пейзажи, которых немало в пригородах Петербурга. Загорелись на солнце Павловск и Царское Село. Туда мы отправились в выходные, чтобы ходить, шуршать листьями, смотреть на это «золото на голубом».

Павловск встретил нас провинциальной тишиной. В каком-то в советском кафе на подступах к парку вовсю гуляли женщины средних лет, отмечая именины. Величественность дворцов и парков вступала в резкий контраст с этой провинцией не у моря. По дорожкам парка ходили парочки влюблённых, фотографировались у знаменитых павловских львов. Львы доверчиво смотрели, повернув к слегка поднадоевшим за сотни лет гостям потрескавшиеся морды. На самого симпатичного кто-то надел венок из кленовых листьев. Так он царственно и взирал на нас в рыжем, сверкающем на солнце ореоле листьев.

Дворцы сияли сквозь золотую листву, на озере слышался плеск весла, мимо лодки, бесшумно скользящей по воде, проплывали импрессионистические пейзажи. Отражённые в воде, они создавали удивительную картину, которую только там и увидишь...

А вот если сесть на маршрутку и добраться в этот же день до Царского Села, то там вас ждёт совсем другая история. Там толпы шумных туристов выпадают из автобусов на дорожки регулярного Екатериниского парка и романтически запущенного Александровского. Там очереди в Агатовые комнаты, там вездесущие японские туристы и дети, швыряющие друг в друга ворох листвы. И лотки с сувенирами, и блины с пирожками, и официанты, сбивающиеся с ног... А парк у дворца – парадный, торжественный, то осенний, то вдруг поражающий зелёным кустарником и поздними цветами – кусочек лета среди осени.

Если забраться в глубь Александровского парка, дорожка выведет к Александровскому дворцу. Совсем недавно этот красивейший дворец, построенный в 1796 году для будущего императора Александра I по проекту Кваренги, стоял в полной разрухе – и вот он во всём великолепии, с двойными флигелями, только внутри ещё не всё готово, продолжается реставрация. Но что-то уже можно увидеть... Особенно поражают своей простотой и лаконичностью комнаты последнего царя – с 1904 года Александровский дворец стал постоянной резиденцией Николая II, который родился здесь и с особой теплотой относился к Царскому Селу. Здесь прошли последние 13 лет его царствования, отсюда утром 1 августа 1917 года императорская семья отправилась в ссылку в Тобольск. Какая-то удивительная гармония в убранстве комнат царской семьи, уютной гостиной, скромной спальне и детской.

И как гром среди ясного неба в этом уюте – горькая судьба домочадцев. И судьба самого дворца – во время оккупации Пушкина в Александровском размещались нацистский штаб и гестапо, в подвалах – тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС. Слои истории – навсегда в этих камнях. А вид из окна дворца всё тот же, он не меняется, что бы ни происходило внутри.

Обратно возвращаемся сквозь лицейскую арку – я смотрю на окна лицейской библиотеки и маленьких спален: «Моя студенческая келья вдруг озарилась...» – тень Пушкина здесь навсегда. Здесь понимаешь, почему он так любил это время года, какая красота окружала лицеистов в дни «осени первоначальной». Каково это было – взрослеть, учиться в этой красе и гармонии.

Но в этот раз тихий Павловск с его просторами, живописными постройками, неожиданными скульптурами на золотом фоне запомнился мне ярче. Теперь я знаю точно: в дни золотой осени можно и нужно ненадолго забыть о бушующем мире. «Глухая пора листопада» для того, наверное, и существует, чтобы погрузиться в этот тихий мир, подумать о несуетном и вечном. Здесь, в Павловске, история становится близкой, как будто только вчера дамы в кринолинах неспешно шли по дорожкам и звучала музыка Штрауса…

Однажды в поезде дальнего следования я проснулась, когда мы подъезжали к Павловску, и вышла в коридор вагона. Проходящий мимо железнодорожник посмотрел на меня и произнёс:

– А что вы не спите? Концерта в Павловске всё равно не будет...

Он знал о Павловске то, что знают немногие железнодорожники, он знал о его музыкальном прошлом.

Конечно, концерты в Павловске будут и сейчас, но главное, что они были тогда, что звуки мелодий запечатлены в этой застывшей музыке архитектурной гармонии, которая больше уже не узнает, что такое варвары, и никуда не исчезнет; во всяком случае, хочется в это верить.

 

Приезжайте в осенний Павловск и в Царское Село, когда вы счастливы, влюблены, когда весь мир кажется новым и прекрасным. Приезжайте и тогда, когда душа требует отдыха, красоты и покоя. Прогулки в эту золотую пору по царственным пригородам Петербурга обладают целительной силой.

Алла Борисова, заместитель главного редактора агентства «БалтИнфо»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно