Экономика

«Грузов хватит на всех»

17 августа

Работа российского порта в Усть-Луге и эстонского Силпорта – «уникальный пример стратегического партнёрства Евросоюза и России»

 


Silport, являющийся свободной таможенной зоной первой категории, считается сегодня пятым по грузообороту портом на Балтике и самым крупным частным портом в мире

В 25 километрах от границы и на расстоянии всего 50 миль от российского порта Усть-Луга день ото дня расширяется и набирает обороты эстонский Силпорт – Силламяэсский порт. Все десять лет, что он существует, в СМИ – как в российских, так и в европейских – регулярно появляются материалы, авторы которых каждый на свой лад, рассуждают на вольную тему: «К чему приведёт конкуренция крупных балтийских гаваней и уживутся ли вообще два медведя в одной берлоге?» При этом обязательно муссируется вопрос о том, что половина из вложенных в эстонский порт 500 миллионов евро пришла непосредственно из России. Говорится и пишется всякое. Поэтому «НВ» решило разобраться, что же происходит на самом деле, и по возможности расставить точки над «i».

Однажды Тийт Вяхи, успевший к тому времени войти в историю как один из лидеров Народного фронта и премьер-министр, при котором в стране была введена собственная валюта, понял: политика окончательно потеряла для него привлекательность, и задумал заняться «настоящим» делом. Вопрос был решён достаточно быстро. «Раз Пётр I хотел (см. материал под рубрикой «Уроки истории». – Прим. ред.), то и я хочу!» – сказал себе экс-глава правительства. Это была, конечно, шутка, однако в любой шутке, как говорится, содержится лишь доля шутки, поэтому ставший бизнесменом политик начал, не откладывая дела в долгий ящик, искать партнёров для строительства порта в Силламяэ.

Среди эстонских деловых людей не нашлось ни одного, кто пожелал бы вложить миллионы в проект, не обещающий в ближайшие годы даже намёков на прибыль. Но задумка не осталась нереализованной. Бизнес, как известно, границ не имеет, и сначала Вяхи получил предложения о сотрудничестве из Финляндии и Голландии. О том, что конкретно притормозило развитие этих контактов, он не рассказывает. Да и зачем, собственно, если дело заладилось после того, как на его призыв заняться созидательной работой откликнулись серьёзные российские предприниматели Андрей Катков и Евгений Малов.

– У нас сомнений не было вообще, – говорит сегодня первый.

– Если бы мы не видели перспективы, не стали бы участвовать в проекте, – поддерживает коллегу второй.

– Андрей и Евгений – очень хорошие партнёры, которым можно доверять, – резюмирует Вяхи.

И сомневаться в данных заявлениях не приходится. Они познакомились в очень удачное время, когда мировая экономика находилась на подъёме, бизнесмены были оптимистично настроены и легко начинали рискованные проекты.

Собираясь брать интервью у Тийта Вяхи, почти все европейские корреспонденты отмечают в своих блокнотах два обязательных вопроса. Один: «Не боялись ли вы брать в партнёры россиян?» И другой: «Правда ли, что Андрей Катков и Евгений Малов являются друзьями Путина?» На оба «отец» Силламяэсского порта всегда отвечает одно и то же:

– Когда порт строится на границе ЕС и РФ, логично, что половина акций принадлежит российским инвесторам. Я вообще не думаю, что мне надо было бояться. Мы заключили договор об отношениях ещё в марте 2003 года, и с тех пор ни разу к нему не обращались. Просто потому что не возникало такой необходимости. Мы хотим зарабатывать, а как только у партнёров возникают ссоры и разногласия, они начинают терять деньги. …Что же касается российского президента, я не хотел бы это комментировать. Но когда Путин работал заместителем Анатолия Собчака по внешним связям, по всей видимости, деловые контакты у них были. И умные люди, я думаю, остались в нормальных отношениях.

Вероятнее всего, именно так дело и обстоит. То есть сказать вроде бы нечего. Однако в СМИ время от времени появляются заявления типа: «В Эстонии на «русские» деньги строится порт НАТО». С вопросом, правда ли, что на дне Финского залива, в 25 километрах от границы, скоро будут базироваться европейские подводные лодки, мы обратились к человеку, который знает о Силламяэ всё и даже больше – директору по маркетингу «Силпорта» Андрею Бирову. Но тот лишь устало отмахнулся:

– Такие разговоры совершенно не соответствуют действительности. Это чистая провокация, причём за то время, что я тут работаю, их было как минимум пять. Наш порт предназначен исключительно для грузовых и пассажиропотоков. Сегодня загвоздка в том, что Еврокомиссия требует соорудить для пассажирских судов отдельный терминал, мол и причалы, и строительство такого комплекса стоит как минимум сто миллионов евро. Но, думаю, в конце 2016 года первая очередь пассажирского терминала может быть уже готова. В общем, это ещё впереди. Пока же порт работает как грузовой. Помимо прочего, между Усть-Лугой и Силламяэ ежедневно курсирует паром, который берёт на борт автотрейлеры и легковые автомобили. То есть менее четырёх часов – и груз доставлен из Евросоюза на территорию Единого таможенного союза или обратно. Но мы не собираемся на этом останавливаться, планируем в ближайшем будущем открыть паромную линию в треугольнике Усть-Луга – Котка – Силламяэ. И насколько это важно, учитывая, что экономики мира стремятся сегодня к сотрудничеству, вы, скорее всего, понимаете…

Осознать, что подобный треугольник буквально спят и видят все, кто связан с логистикой, способен даже школьник. Поначалу непонятно другое – как могут сотрудничать Силпорт и Усть-Луга, – порты, по определению являющиеся конкурентами? Оказывается, вполне даже могут. По крайней мере Андрей Биров убеждён в этом на все сто процентов:

– Конкуренция – это прекрасно! Она заставляет нас предоставлять клиенту более качественные и более оперативные логистические услуги. И мы с Усть-Лугой, конечно, конкуренты. Но при этом считаем соседа прежде всего соратником и партнёром. И это абсолютно логично. Судите сами: самые большие европейские порты расположены в непосредственной близости, имеют аналогичные терминалы и при этом очень удачно друг друга дополняют. Наши плюсы ещё более очевидны. Любому грузовладельцу или грузоперевозчику, который имеет терминалы в Усть-Луге, жизненно необходимо иметь также зеркальное отображение на территории ЕС. А расстояние между нашими портами – всего 50 миль. Вы видите альтернативу Силламяэ? Я – нет. Поэтому мы искренне радуемся, наблюдая за тем, как развивается Усть-Луга. Для нашего порта это выгодно. Конечно, Силламяэ, соединяя два глобальных стратегических экономических пространства – Евросоюз и интеграционное объединение России, Белоруссии и Казахстана, – во многом зависит от решений сильных мира сего. А то, как эти решения могут повлиять на развитие бизнеса, видно по показателям работы порта в 2007 году, когда произошла история с «Бронзовым солдатом». Да и газопровод «Северный поток» стал для нас одной из упущенных возможностей, о которой мы сожалеем. Но тем не менее Силламяэ – это уникальный пример стратегического партнёрства ЕС и России. Грузооборот между Евросоюзом и Россией, Белоруссией и Казахстаном растёт гораздо быстрее, чем развиваются порты на Балтике. Так что грузов, я вас уверяю, хватит на всех…

 

по ходу дела

Все говорили: «Такой завод Эстонии не нужен»

Прежде чем начать заниматься портом, экс-политику Тийту Вяхи пришлось в буквальном смысле слова спасать находящийся на территории будущего порта завод «Силмет», у которого в новой Эстонии не оказалось ни поставщиков сырья, ни рынков сбыта.

Широко распространившееся мнение о том, что когда-то «закрытый» силламяэсский завод, переименованный сегодня в Molycorp Silmet, занимается исключительно производством редкоземельных металлов, остаётся на совести падких на дешёвые сенсации журналистов. На самом деле он производит в основном редкие и редкоземельные металлы, в том числе безобидные тантал и ниобий. Побывав на закрытом в советские времена заводе, могу засвидетельствовать: на территории не заметно ни подземных атомных хранилищ, ни ядерных реакторов. В цехах же, куда посторонних журналистов действительно пускают неохотно, я не увидела ничего, кроме синих станочных кожухов и серебристых металлических болванок…

Для тех, кто забыл школьные уроки химии, следует, очевидно, уточнить, что без тантала и ниобия сегодня практически не возможны ни производство электронной аппаратуры, ни авиационная, космическая и военная промышленность. И чтобы выпускать продукцию надлежащего качества, Molycorp Silmet обзавёлся одной из самых современных в Европе лучевой печью, в которой возможно выплавлять металлы, имеющие категорию «пять девяток» (99,999). Цифра, безусловно, впечатляет. Но это сейчас. А когда сюда впервые попал автор бизнес-идеи, ему было совсем не до восторгов.

На месте, где теперь функционирует супертехнологичное производство и разрастается прекрасный сад, стояли лишь изрядно потрёпанные морскими ветрами и отчаянно «фонящие» стены краснокирпичных корпусов. И, отвечая на вопрос, как удалось превратить фактический могильник в уникальное предприятие, экс-эстонский премьер широко улыбается:

– Я никогда не строю продуманных и долгосрочных планов, но всё время стараюсь держать нос по ветру… Помню, как ходил между зданиями и не понимал, что делается в том корпусе, а что – в этом. К тому же все говорили: «Такой завод Эстонии попросту не нужен – во-первых, нет сырья, а во-вторых, в стране не потребляется ни грамма силметовского продукта». Это означало лишь одно: производство надо ликвидировать. Был момент, когда я даже думал, что мы не сумеем выйти из этого положения, но у меня сохранились хорошие школьные базовые знания по химии, а если я вижу возможность что-то сделать, обязательно берусь и делаю. К тому же я всегда искренне радуюсь, когда создаю рабочие места для жителей Эстонии и им не приходится уезжать за границу на заработки. Вот так и закрутилась идея строительства порта в том месте, где находилось так называемое мёртвое озеро – хранилище, в котором были складированы урановые руды. Но мой принцип: чем больше трудностей приходится преодолевать, тем интереснее мне работать.

 

уроки истории

От Петра I до Тийта Вяхи

Не возьмусь судить, действительно ли эта история соответствует исторической правде или же речь идёт о грамотно разработанном PR-ходе, но, как говорят, территорию, где сегодня строится силламяэсский порт, присмотрел когда-то ещё Пётр I. Подыскивая место для крупной военной гавани, он совсем уже было решил «прорубить окно в Европу» в удобном во всех отношениях месте, где река Сытке впадает в Финский залив.

Из каких соображений царь отказался от проекта, сказать трудно. Но – не случилось, и 300 без малого лет жизнь в Силламяэ текла ни шатко ни валко. В образовавшемся здесь крохотном курортном посёлке вольготно отдыхали петербургские интеллигенты, и никому даже в голову не приходило, что, гуляя по окрестным борам, они топчут ногами колоссальное богатство – залежи богатых ураном сланцевых руд.

Бизнес вторгся сюда лишь в 1928-м, когда правление Эстонского масляного консорциума открыло в Силламяэ, в котором проживало тогда чуть больше 2500 человек, завод по переработке сланца, электростанцию и небольшой порт. Но просуществовало всё это недолго – в годы Второй мировой все здания рухнули во время бомбардировок. Правда, коммуникации сохранились неплохо, что оказалось очень кстати при строительстве знаменитого и, разумеется, совершенно закрытого предприятия «Силмет», на котором во времена СССР получали окислы урана. В этот период попасть в максимально засекреченный город можно было лишь по спецпропускам, так как, по утверждению местных жителей, именно силламяэсский уран пошёл на начинку первой советской атомной бомбы. Помыслить о том, чтобы в таком месте появился морской порт, было, разумеется, невозможно. И поэтому идея Петра I вспомнилась лишь после того, как время, сделав очередной виток, прочертило новые границы.

 

по соседству

Тем временем в Усть-Луге…

Многоцелевой морской торговый порт Усть-Луга, строительство которого ведётся в Лужской губе Финского залива, обладает пропускной способностью до 180 миллионов тонн в год. Терминалы и профильные зоны различного назначения будут оказывать услуги по перевалке и дополнительной обработке более 20 категорий грузов. В настоящее время здесь уже работают: комплекс по перегрузке угля и универсальный перегрузочный комплекс; терминал по перевалке технической серы; автомобильно-железнодорожный паромный и многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2»; лесной и контейнерный терминалы; терминалы перевалки нефти и нефтепродуктов, а также нефтебаза «Усть-Луга» и терминал «Новая Гавань».

Усть-Луга обладает собственным портофлотом. В частности, с 2006 по 2008 год на судостроительном заводе «Пелла» по заказу компании были построены буксиры «Белуга», «Навага» и «Севрюга» мощностью 3200 лошадиных сил, а в начале 2009 года спущен на воду «Таймень», способный работать с судами океанского класса.

В соответствии с генеральной схемой развития порта Усть-Луга предусмотрено приобретение природоохранного флота, нефтемусоросборщиков, бункеровщиков, снабженцев, сборщиков льяльных (то есть загрязнённых нефтепродуктами) вод.

Светлана Белоусова, редактор региональных выпусков «НВ», эксперт по странам Балтии, Силламяэ – Петербург. Фото Татьяны Линд
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+7
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно