Мнения и комментарии

Хочется, чтобы комок к горлу подкатывал

28 июня

Телеканалы продолжают «радовать» зрителей премьерами сериалов на военную тему.

Не далее как во вторник в «НВ» была опубликована моя рецензия на фильм Александра Устюгова «Служу Советскому Союзу». Но, думается, для полноты картины следует продолжить военную тему и, не торопясь, в легком раздумье вспомнить то, чем пыталось нас удивить родное телевидение в части премьер новых фильмов о Великой Отечественной войне в последнее время. Конечно, наше старое и великое кино было ударным моментом в праздничной (до и после 9 Мая) программной сетке вещания. Однако были заметны и отчаянные попытки иных телеканалов доказать, что зря в их отношении у зрителей складывается предвзятое мнение: мол-де, они и легкомысленные, и пошлые, и ни о чем серьезном публику размышлять не заставляют… 

Даже позеленевший от злости на весь окружающий мир канал НТВ попытался нам рассказать историю боевого летчика в сериале «Чужие крылья». И это, поверьте, был не самый худший вариант вторичного кино о Второй мировой войне. Так как летчиков любят везде, в любой стране, фильмы снимают о них в самых разных жанрах. В чем мы и убедились, увидев (в который раз!) замечательный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». А затем настал черед премьеры – мини-сериал (а по сути, художественный фильм) «Снайпер-2. Тунгус». Естественно, что в памяти сразу всплыл не такой уж банальный сериал «Снайпер» с Дмитрием Певцовым в главной роли. Но, как выяснилось во время просмотра, к первому «Снайперу» второй не имеет никакого отношения. Более того, подобная игра с названием вследствие пошловатой хитрости наших продюсеров привела к путанице, и, чтобы публика не путала нашего второго «Снайпера» с американским фильмом с идентичным названием, пришлось добавлять слово «тунгус».

На самом деле, как позже выяснилось, прототипом картины белорусских коллег стал известный забакайльский охотник Семен Номоконов, один из самых знаменитых снайперов Великой Отечественной войны. В «Тумане-2» он стал тунгусом Кононовым, которому волею случая предоставляется возможность вспомнить свою основную профессию и из санитара стать руководителем группы девушек-снайперов, прибывших на фронт для выполнения спецзадания. Тулепберген Байсакалов оказался органичен в этой непростой роли настолько, что заставил забыть старшину Васкова из шедевра сорокалетней давности («А зори здесь тихие…»), которого режиссер нынешнего фильма Олег Фесенко, не стесняясь никого и ничего, цитировал вплоть до легендарной сцены в бане. 

Совпадения настолько очевидны, что даже не нуждаются в комментариях. В очередной раз является в военной форме, явно подстриженная не по уставу героиня Марии Александровой, всеми манерами смахивающая на классический образ Жени Камельковой из «Зорь…», сыгранной когда-то Ольгой Остроумовой. Про иные банальности вроде бедняги Анатолия Кота, вынужденного в очередной раз на экране изображать подлеца и предателя, и писать не приходится. Про неточности в деталях, в отношениях между людьми в военной форме я и вовсе промолчу. Меня печалит другое.

Похоже, что в Белоруссии производство фильмов про войну поставили на поток настолько, что даже не удосуживаются подыскивать на территории этой прекрасной страны новую натуру для съемок. В «Снайпере-2», например, один из ключевых эпизодов захвата ценного «языка» снимали на той же плотине, на которой в сериале «В июне 41-го» героически безумствовал герой Сергея Безрукова. Вот из подобных мелочей и рождается недоверие к фильму, который оказывается неким вторичным продуктом к тому, что мы уже видели в кино про войну.

В этом смысле сериал «Туман-2» Ивана Шурховецкого даже уже не вторичен, а третичен. Два года назад, также в майские дни, этот режиссер вместе с Артемом Аксененко рассказал нам историю о современных российских солдатах, попавших в… лето 41-го года. Что, в свою очередь, напомнило фильм «Мы из будущего». Нынче нам предлагается и вовсе умопомрачительная фабула. Ее в рекламных анонсах хитрые продюсеры сетевого канала СТС (вот она – претензия на серьезность!) иронично назвали «Спасти рядового Кантарию». «Ну и что тут такого?!» – может вымолвить иной юный поклонник СТС. А дело в том, что именно Мелитон Кантария вместе с сержантом Михаилом Егоровым водрузили легендарное Знамя Победы над фашистским рейхстагом в Берлине.

Понятно, что наши бодрые молодые современники вновь оказываются в прошлом, вновь решительно и отважно борются с немецко-фашистскими оккупантами. И спасают раненого Кантарию. Странно, что они вообще знают, кто это такой. Но чем дальше разворачивается фабула сериала, тем все отчетливее она напоминает игру в поддавки со зрителем. Ведь совершенно ясно, что историю переписать никому не удастся. А уж поиздеваться над нею так, как это сделал Тарантино в «Бесславных ублюдках», тем более. Фантастический боевик, разумеется, – захватывающий жанр, способный увлечь аудиторию, сидящую у телеэкранов, но не таким уж откровенным «подыгрыванием» нашим современникам, которые врага побеждают чуть ли не голыми руками. Во все увиденное как-то не верится. А сам сериал чем дальше развивается интрига вокруг наших, тем все больше напоминает какую-то компьютерную «стрелялку». Здесь не важны характеры героев, их чувства и мысли. Важнее – кто что умеет делать: стрелять, говорить по-немецки, владеть навыками рукопашного боя и т. д. и т. п.

Вот и получается, что мы увидели в новых сериалах даже не войну, а какую-то ее странную версию по мотивам того, что уже видели, того, что знаем. Может быть, это есть отчаянная попытка привлечь к военной теме тех, кто величайшим танковым сражением Великой Отечественной войны в ответах на ЕГЭ называет Ледовое побоище? Если дальше дело «патриотического» просвещения на телеэкране пойдет подобным образом, то мы все больше будем получать на экране фильмов вроде анимационно-документального сериала «Великая война», в котором серия о начале войны была посвящена… рассказу о работе советской разведки, а само повествование напоминало лекцию с демонстрацией наглядных материалов.

Понятно, что практически ушло с кинематографической сцены поколение тех людей, кто войну пережил сам, в своей судьбе. Их единицы. Но все же... и все же очень хочется увидеть такую картину о Великой Отечественной войне, чтобы комок подкатывал к горлу. Как в «Судьбе человека». Или в «Балладе о солдате». Или в «Восхождении». Или… каждый из нас может продолжить этот внушительный ряд сам. Слава Богу, у нас есть что вспоминать, что смотреть, чем и кем восхищаться.

Сергей Ильченко, доцент кафедры телерадиожурналистики СПбГУ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
27 апреля
суббота
+10
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь
29 апреля
понедельник
+17
Облачно