Импортозамещение: от вертолётов до «Рокфора» - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Импортозамещение: от вертолётов до «Рокфора»

В период офисно-торгового бума многие даже не подозревали, что в Петербурге можно строить вертолёты. Хотя всю линейку вертолётных двигателей производил завод имени Климова, редукторы – объединение «Красный Октябрь», аккумуляторы – НПО «Катод», авионикой, бортовым оборудованием традиционно занимается «Ленинец». Проблемой были разве что корпуса, но их сейчас начал делать возрождённый Северный завод, выпускавший прежде ракетные комплексы С-300. Ну а малые предприятия предлагают сотни вариантов отделки салонов.

«Закрывальщики» – всё ещё многочисленная прослойка «эффективных менеджеров» – категорически возражали против создания нового кластера, доказывая, что в России невозможно делать промышленную продукцию (снимать фильмы, выпускать газеты, писать книги) лучше и дешевле, чем за рубежом. Поэтому, говорили они, следует забыть даже само слово «вертолёт», а говорить исключительно о «геликоптерах». Ну а если так уж хочется делать что-то сложное, то можно, дескать, поставлять узлы и детали геликоптеров зарубежным заказчикам, потому что у своих денег нет.

Однако, как известно, деньги для расширения вертолётного кластера выделили бюджеты регионов Северо-Запада. Выделили, слегка урезав свои «дорожные» статьи, – ведь вертолётам дороги не нужны. В итоге «воздушные мосты», связавшие отдалённые посёлки с областными и районными центрами, в большинстве случаев оказались дешевле, чем автомобильные.

К слову, после ухода со сцены самых активных «закрывальщиков» возрождение предприятий, как видим, идёт по всей стране. Так, в Воронеже возобновили производство широкофюзеляжных аэробусов Ил-96. По уровню комфорта и безопасности они соответствуют «боингам» и «аэробусам», но заметно дешевле, в том числе и в обслуживании. Оказалось, что зарубежные производители выигрывали у наших только за счёт современных форм продаж: без предоплаты, в лизинг, да ещё за счёт предоставленного ими же льготного кредита. В итоге дорогие импортные машины купить было проще, чем российские.

Или вот новость последних дней: автомобиль «Газель-Бенц» признан машиной года. Неказистый выносливый жёлтый микроавтобус «Газель», который в девяностые годы прошлого века спас Петербург от транспортного коллапса, заметно похорошел.

И всё оказалось не так сложно, как думалось. Просто несколько лет назад российские города в силу санкций и невыгодных валютных курсов вынуждены были отказаться от микроавтобусов «фольксваген» и «мерседес» и вернулись к закупкам отечественной техники. Если раньше деньги перевозчиков шли в Европу, то теперь миллиардные заказы пролились дождём на Нижегородский ГАЗ. Получивший средства на разработку новых моделей, завод предложил покупателям обновлённую версию пассажирской «Газели», вполне конкурентоспособную по сравнению с зарубежными аналогами. Однако эта версия на рынок не вышла, потому что свои технические наработки и международную сбытовую сеть группе ГАЗ предложила компания «Мерседес-Бенц». Появившийся в результате сотрудничества микроавтобус «Газель-Бенц» на женевском автосалоне и был признан машиной года. Сегодня он активно закупается как российскими пассажирскими перевозчиками, так и их коллегами по всему миру.

И уж понятно, что никого уже не удивишь, что за последний год в рамках программы импортозамещения на Кировском заводе были открыты цеха по производству всей линейки коммунальной техники – снегоуборочных, поливо-моечных машин, автомобилей-пылесосов, автовышек с манипуляторами для очистки наледи и сосулек с крыш. А на Балтийском заводе начато производство кораблей торгового флота для воссоздаваемого Балтийского морского пароходства.

 

Однако настоящим хитом стало сообщение о том, что на петербургском Первом молочном комбинате открыт цех по выпуску твёрдых сыров и, главное, сыра с плесенью «Рокфор», который, по мнению гурманов, превосходит по вкусовым качествам импортный «Дор Блю».

 

// Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте