Взгляд

Имя им – миллион

09 ноября

Существуют ли «хорошие» и «плохие» народы? Это с чьей стороны посмотреть.

Разговоры о толерантности и межэтническом мире в Петербурге пока остаются разговорами. А в реальной жизни половина ограбленных на улице горожан говорит о нерусском происхождении преступников. В официальных отчётах Следственного комитета отмечается, что не менее трети изнасилований совершается гражданами республик и стран Закавказья и Средней Азии. При этом дагестанцы, чеченцы и осетины в статистику не попадают. Но народная молва статистику укрупняет до космических масштабов. И вот уже следствию приходится объяснять, что зверское убийство пенсионерки под Тосно совершено «неустановленным лицом без признаков национальности». А то местные жители грозят устроить очередной «пугачёвский бунт» местным гастарбайтерам.

Не удивлюсь, если в итоге выяснится: чутьё не обмануло, злодей действительно приезжий. Но не хочу лить воду на мельницу квасных патриотов. В жизни всё обычно сложнее теорий, а агнцы быстро становятся львами.

Помню, ездил в 2006 году в карельскую Кондопогу, где только что полыхнул конфликт на национальной почве. Началось всё, как водится, с кабака. Двое русских бандюганов поминали друга, со злости сунули в репу администратору-азербайджанцу, тот вызвал чеченскую крышу. Зачинщики давно удалились, когда приехавшие чеченцы зачем-то начали громить компанию местных заводчан. В итоге – два трупа. Кондопога восстала: разнесли полгорода, сожгли кабак, разграбили все лавки нерусских. В том числе кафе грузина, который многих погромщиков обслуживал в долг, и лесопилку армянина, который жил здесь с 1978 года и давал работу 20 местным. Чеченцы вовремя уехали и не пострадали. Милиционеры отсиживались у себя в отделе.

Кажется, Жванецкому принадлежит мысль, что история России – это вечная борьба невежества с несправедливостью. Если захотеть видеть в приезжих только насильников и убийц, то в интернете найдутся сотни примеров на эту тему. Но мигрантов-то в России не сотни, а миллионы. А послушать их пластинку, так это мы тут сплошь садисты, воры и вымогатели.

Однажды к нам в редакцию приходили из таджикской диаспоры. Рассказывали, будто вокруг их офисов сидят в засаде представители самых разных ветвей правоохранительной системы. Цель у них простая – в офис с утра до вечера приходят за помощью земляки, а помощь обычно нужна, когда нет регистрации, работы, паспорта или всего сразу. Был случай, когда милиционеры отобрали у троих таджиков крупную сумму денег, вывезли их ночью в лесок и стреляли по банкам на головах пленников. В итоге стрелки получили от двух до четырёх лет. Эти таджики оказались из состоятельных семей, живущих в Петербурге с советских времён. А если бы мигранты без регистрации, не говорящие по-русски?

Ещё помню киргиза Автандила Рысалиева, у которого из-за отсутствия регистрации полиция отправила на штрафстоянку оформленный по всем правилам «форд». Автовладельцу грозили штраф и выдворение из страны, но он нанял адвоката и, к удивлению многих, победил в суде. Зато машина Автандила бесследно исчезла. Похоже, честные госслужащие не верили, что при нашей миграционной системе нелегал за ней вернётся.

Недавно в редакцию обратились выходцы из Узбекистана. Можно ли что-нибудь сделать, если их земляк Толик Атаджанов весь июль проработал сушистом в баре-ресторане The Americano на Конюшенной площади, но 40 тысяч 

рублей за труды ему так и не заплатили? Работал Толик без оформления. Поскольку любую информацию необходимо проверять, я позвонил в ресторан. Один из менеджеров по телефону сообщил, что Толика прекрасно помнит, но финансовые темы нужно обсуждать с управляющим. Та в разговоре повела себя странно: сначала заявила, что работника с такой фамилией у неё никогда не было, потом – что не обсуждает подобные вопросы по телефону. Мы договорились с ней о встрече в The Americano, на которую она не явилась и позднее по оставленному номеру не перезвонила. Официантки лишь смогли пояснить, что управляющую зовут Оксана Заболотская.

Такое поведение менеджера показалось мне странным: всё-таки The Americano не подпольная шаверма на рынке «Юнона», а одно из заведений ресторанной группы Global Point Family, объединяющей сеть кафе «Счастье». Её основатель Игорь Белявский говорит о развитии своего бизнеса в Москве, Гамбурге и Нью-Йорке, о реконструкции Конюшенной площади, а управляющий вдруг паникует при пустяковом вопросе журналиста о работнике-нелегале. Тем более у туалета я встретил уборщицу, которая вообще не понимала по-русски. А с августа этого года штраф для юридических лиц за найм на работу нелегала составляет от 800 тысяч до 1,5 миллиона рублей…

Я к чему клоню: раз межнациональный спор о том, кто кого больше обидел, явно ведёт в тупик, то, возможно, стоит просто исполнять закон? В России ведь богатые традиции казёнщины, и от неё должна быть хоть какая-то польза. Если инспектор УФМС станет строго по закону штрафовать заведение на миллион, а не брать 30 тысяч себе на карман, поваров-нелегалов не останется. Если регистрацию можно будет получить без взяток, у гастарбайтера может даже возникнуть вера в закон и порядок. Тогда и работодатель не рискнёт его кинуть. А сытый труженик вряд ли станет прятаться за шахтой вашего лифта с куском арматуры в руке.

Денис Терентьев, литератор
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.25
0.189 (-0.2%)
Курс Евро
99.36
0.215 (-0.22%)
Погода
Сегодня,
23 апреля
вторник
+4
Слабый дождь
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь