Мнения и комментарии

Искусство дарит прозрение

02 июня

Фестиваль «Великий Чайковский», концертный зал «Эстония», величественные аккорды Первого концерта для фортепьяно с оркестром. На сцене оркестр Национальной оперы «Эстония», за дирижёрским пультом народный артист России, дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Николай Алексеев. У рояля – заслуженный артист России, профессор Санкт-Петербургской Государственной консерватории Владимир Мишук…

Я не музыковед, поэтому не могу судить о том, соответствуют ли каденции записям в партитуре, и рассуждать о сходящихся или расходящихся октавах. Мне, как рядовому потребителю, важно лишь одно: волнует ли меня то, что я слышу; берёт ли произведение меня за душу, заставляет ли сопереживать. И то, чему свидетелями стали нынешней весной несколько тысяч зрителей фестиваля «Великий Чайковский», среди которых присутствовали и жители, и гости Эстонии, полностью отвечало всем этим критериям.

Причём речь идёт не только о Первом концерте. В рамках музыкального праздника публика познакомилась и с другими произведениями великого композитора, включая оригинальный балет «Онегин» труппы Национального театра «Эстония» по мотивам бессмертной поэмы Пушкина на музыку Чайковского и в постановке знаменитого английского хореографа Джона Кранко (аранжировка Курта-Хайнца Штольце).

Оценкой всех этих выступлений служили исступлённые аплодисменты, звучавшие красноречивей всяких слов. Таких оваций в зале, где исполнялась не попса, а классическая музыка, я не слышал уже очень давно. Невольно думалось: вот вам и сдержанная эстонская публика, вот вам и пресловутый нордический темперамент.

И тут же (злосчастное следствие нашего почти безнадёжно испорченного «текущим политическим моментом» сознания) приходило в голову: все главные артисты, как, собственно, и сам композитор,– русские. А в зале – преимущественно эстонцы…

Слава богу, для ценителей искусства (впрочем, иные на такие фестивали и не ходят) национальность значения не имеет. И сознание большинства зрителей, к счастью, испорчено не бесповоротно, а потому в первую очередь возникает единение со всем залом, и только потом, третьим эшелоном, идут нелепые мысли о национальном вопросе.

В этой связи на память приходит ещё один пример того, как общение с Искусством совершило маленькое чудо. Это случилось в начале 1990-х годов, на самом пике противостояния Народного фронта Эстонии и Интернационального движения трудящихся Эстонской ССР. В это время на сцене Эстонского театра драмы шла трилогия по пьесам Яана Круусвала «Тихая волость» и «Цвета облаков» и Рейна Салури – «Ссылка». Эти спектакли рассказывали о событиях, происходивших на территории прибалтийской республики в самый канун Второй мировой войны и позже, в первые годы после её окончания. Рассказывали честно, без истерики, без однозначного раскрашивания всех и вся только белой и чёрной красками, – в точности так, как оно было на самом деле.

Руководители театра и Союзного завода «Двигатель» договорились, что предприятие выкупит билеты на три этих спектакля, и в течение трёх вечеров зрительный зал Эстонской драмы целиком заполняли работники «Движка».

Мне довелось присутствовать на этих спектаклях. Весь зал, наверное, впервые за время существования театра, сидел в наушниках: спектакли шли с синхронным переводом на русский язык. Здесь главным, на мой взгляд, было не просто посещение театра трудовым коллективом как некое «культурное мероприятие» для галочки в отчёте профкома. Меня поразило другое – то, как вели себя зрители после спектакля. Действие закончилось, публика потянулась в гардероб и – ни звука! Одетые люди выходили на улицу, шли плотными группами. Молча… Обычно на этом этапе происходит обмен мнениями: «Этот играл вполсилы, а та, напротив, «пережимала»; у декорации что-то отвалилось, но музыка хорошая»… Иной раз, правда, про спектакль как-то сразу забывают: «Хорошо бы поймать такси». Или: «Магазины уже закрыты, а у нас хлеба дома не осталось…»

На этот раз было молчание. Состояние практически шоковое, отражающее общий настрой: «Нам только что показали такое!.. А мы-то думали… Но ведь мы верили!»

Словами это состояние передать невозможно. Или надо их потратить столько, что не вместит никакая статья, и при этом всё равно будет плоско и бесцветно.

Но самое главное – происходившее на сцене было до обидного просто, лишено патетики, эффектных поз и обличительного пафоса. Всё было обыденно, как чаще всего и происходят настоящие трагедии в жизни. И потому особенно страшно.

Прозрение всегда происходит трудно. В эти вечера мы прозревали. Благодаря великой силе Искусства. Хоть эти слова и звучат несколько высокопарно…

 

Вячеслав Иванов, корреспондент «НВ» в Эстонии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+8
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+7
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+7
Облачно