Общество

«История над нами пролилась…» Девочка, которую считали мёртвой

16 октября

Во многих семьях, переживших ленинградскую блокаду, из поколения в поколение передаются истории о ком-нибудь из родственников, кто в те годы пропал без вести и о ком так и не удалось ничего узнать даже после войны. Их близкие могли лишь предполагать, что они умерли на улице, замёрзли в одну из блокадных зим и были похоронены в общих могилах вместе с такими же неопознанными ленинградцами. На выставке «История над нами пролилась…» в медиа-центре Балтийской медиа-группы можно познакомиться с множеством таких случаев, отличающихся друг от друга лишь некоторыми деталями. Есть там и другие истории, закончившиеся не настолько трагически: некоторые пропавшие и объявленные погибшими ленинградцы потом, уже после победы, оказывались живыми. Правда, не все их родственники доживали до этой радостной вести: некоторые умирали, так и не узнав, что оплакивали их напрасно.

Именно так было с маленькой Тамарой Овчинниковой, о семье которой тоже можно узнать на выставке. Она и две её старшие сестры родились в Тверской области, но в 1939 году их отец, Александр Нилович, переехал в Ленинград, устроился работать на авторемонтный завод, поселился в общежитии этого завода и стал добиваться, чтобы ему дали комнату в коммунальной квартире, куда он мог бы поселить жену с детьми. Получить комнату ему так и не удалось, но через год его супруга Анна с тремя дочерьми всё-таки тоже перебрались к нему в общежитие. А ещё через год началась Великая Отечественная война.

Александр Нилович ушёл добровольцем в Народное ополчение, а его семья перебралась в здание неработающей школы на Лиговском проспекте. Его старшей дочери Юлии было тогда девять лет, средней Раисе – семь, а младшей Тамаре – пять. Первое время Овчинников с другими добровольцами жил при военкомате Московского района: они проходили там обучение. Анна несколько раз приходила к нему туда, рассказывала, как дела у неё и детей. А в октябре 1941 года она сообщила мужу страшную новость: две их старшие дочери умерли. Не от голода. Голод тогда только начинался, и Рая с Юлей решили поискать что-нибудь съедобное для себя и младшей сестры. Девочки нашли и съели какую-то испорченную еду на помойке и заболели дизентерией. Спасти их не удалось.

На следующий день Александр пришёл в школу и собственными руками сделал из досок два маленьких гроба для девочек. Вскоре после этого его отправили на фронт – на Пулковские высоты. Анна писала ему, и в начале лета 1942 года он получил письмо от неё: жена писала, что их последняя дочь, Тамара, умирает от голода. После этого письма от Анны не приходили, и Овчинников был уверен, что вся его семья погибла. Сам он был убит в октябре 1943 года.

Однако на этом история семьи Овчинниковых не закончилась. У Александра было два брата, которые тоже воевали и которым он успел написать о смерти всех своих дочерей и жены. Младший Овчинников, Павел, пропал без вести в 1943 году, а старший, Андрей, дожил до Победы и решил проверить, действительно ли никто из его племянниц не выжил. Он отправил запросы в ленинградские детские дома, в то время находившиеся в эвакуации, – и из детдома № 93, уехавшего в Новосибирскую область, пришёл невероятно обрадовавший его ответ. Там действительно числилась девочка по имени Тамара Овчинникова!

Младшая дочь Александра действительно тяжело заболела во время блокады, но не умерла. После смерти её матери девочку приютила дворничиха, которая потом и устроила её в готовившийся к эвакуации детский дом. Дядя Андрей забрал её оттуда и заменил ей отца, так и не узнавшего, что его младшая дочь не погибла.

 

Татьяна Алексеева
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.81
0.63 (-0.61%)
Курс Евро
106.1
0.152 (-0.14%)
Погода
Сегодня,
15 января
среда
-4
Ясно
16 января
четверг
+2
17 января
пятница
+1
Облачно