Жертвы информационной любви
При обсуждении областного бюджета на 2014 год наше депутатское объединение «Гражданская платформа» не смогло поддержать данный закон в окончательном чтении. Одна из наших претензий к главному экономическому документу на новый финансовый год – выделение почти 60 миллионов рублей областному правительству на «работу со СМИ». Если называть вещи своими именами – на формирование положительного образа главного управителя региона и его министров.
По нашим подсчётам, действительно важное информирование калининградцев через СМИ, интернет-порталы, включая опубликование нормативных актов, областных законов, значимых правительственных постановлений, обошлось бы в пять раз дешевле и стоило бы не более 12 миллионов рублей. Таким образом, 48 миллионов выделяемых денег уйдут на отстирывание подпорченного имиджа губернатора и подкачку информационным силиконом его подчинённых. И это в условиях бюджетного дефицита, рецессии, снижения валового регионального продукта (ВРП), краха «Инвестбанка», больно ударившего по тысячам юридических и физических лиц, хранивших в нём счета и многолетние накопления! Подход, когда восемь рублей из каждой десятки будут тратиться на промывание мозгов согражданам, представляется любому здравомыслящему человеку аморальным. Впору вспомнить недавнее президентское послание с тезой об «аморальном интернационале».
Бюджетные деньги, направляемые в СМИ, – разновидность цензуры. Разве общество станет сильнее, если на смену информированию и здоровой критике придут пасторально-идиллический тон о региональном лидере и восторги о его окружении? Видимо, уже совсем скоро за бюджетные средства мы будем читать, слушать и смотреть глубокие сюжеты о мудром и отважном управителе региона, который спас вкладчиков «Инвестбанка», пробил бюрократическую крепость и запустил в действие механизмы федеральной целевой программы развития края... Пропаганда вытеснит информацию.
Ещё раз приходится напоминать простую и проверенную временем аксиому. В демократических обществах журналистская деятельность предполагает, что издание дорожит своей репутацией, не любит власть за деньги, не идёт на сомнительные сделки с сильными мира сего или теневыми структурами, а ведёт объективное освещение деятельности представителей власти и бизнеса. Тогда чиновникам и предпринимателям придётся считаться со СМИ. Так что, если мы хотим быть демократическим государством не только на словах, власть не должна заставлять СМИ любить себя за деньги. Только в условиях свободных СМИ чиновники и политики, сменяя друг друга, будут служить обществу.
На этот счёт вспоминается английская зарисовка: «Джон, как мне стать таким же истинным джентльменом, как вы?» – «Надо окончить Оксфорд». – «Но я окончил...» – «Не вам, а вашему дедушке».
Соломон Гинзбург, председатель депутатского объединения «Гражданская платформа» в Калининградской областной думе